Куры склевали: что спасёт птицефабрики Ленобласти

Автор фото: Валентин Беликов

Несмотря на лидерские позиции крупных областных птицефабрик, их финансовое положение последние несколько лет оставляет желать лучшего.

Крупным птицеводством в 47–м регионе занимаются пять птицефабрик: АО "Агрокомплекс “Оредеж”", "Синявинская", "Роскар", "Северная" и "Войсковицы". По данным комитета по АПК, в 2019 году Ленобласть заняла 1–е место в России по производству яиц, 2–е — по поголовью птицы, и 5–е место по производству мяса птицы в сельхозобъединениях.

Иски, требования, долги

Однако лидерство на рынке не гарантирует финансовой стабильности. С 2013 года предпринимаются пока безуспешные попытки продать активы птицефабрики "Русско–Высоцкая". Ранее предприятие было одним из лидеров по производству мяса птицы с объёмом производства 17,5 тыс. тонн. В ноябре 2015–го оно было признано банкротом. Имущество, выставленное на торги, изначально оценивалось в 4 млрд рублей, однако из–за отсутствия желающих его приобрести цену сбросили до 3,1 млрд. Сейчас на продажу выставлена часть автобусного парка, земельные участки, бройлерники для выращивания цыплят, ангары для хранения кормов, инкубаторы.
Птицефабрике "Синявинская", похоже, удастся избежать подобной участи. Производитель планирует в скором времени рассчитаться с кредиторами.
Ещё месяц назад эксперты пророчили "Синявинской" банкротство из–за многомиллиардных долгов перед Сбербанком. Однако недавно для неё нашёлся новый инвестор, готовый протянуть руку помощи предприятию. Им оказался бенефициар агрохолдинга "Выборжец"Александр Усов (№ 153 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Он станет новым собственником крупнейшего производителя яиц в Европе.
Новость о предстоящей сделке была озвучена губернатором Ленобласти Александром Дрозденко в рамках поездки в Кировский район. "Синявинская" не первый год судится со Сбербанком, а в августе 2020 года полностью перешла под его управление. Очевидно, что заниматься разведением птицы и производством кормов (в производственный комплекс "Синявинской" также входит Волховский комбикормовый завод (ВККЗ). — Ред.) госбанк не будет. Именно поэтому к поиску инвесторов для спасения предприятия подключились региональные власти.
В Сбербанке ситуацию с долгами птицефабрики комментировать отказались. Ведущий маркетолог ЗАО "Агрофирма “Выборжец”" Светлана Горишня сообщила "ДП", что не владеет информацией о покупке птицефабрики. Она уточнила, что "Выборжец" не имеет отношения к "Синявинской".
Связаться с Александром Усовым не удалось. По данным "ДП", помимо "Выборжца" он владеет несколькими крупными земельными участками. В начале 2020 года Александр Усов продал свою долю в лесопромышленной ПГ "Союз" вице–президенту банка "Санкт–Петербург" Михаилу Гаврилову, стоимость сделки, по данным разных источников, могла составить до 5 млрд рублей. Сумма долга "Синявинской" и ВККЗ перед Сбербанком составляет 5,29 млрд рублей.

Выход есть?

Банкротные процессы не обошли стороной птицефабрики "Леноблптицепром" и "Ударник". Имущество последней находится в залоге у Сбербанка, банка "ДОМ.РФ" и АО "СБК Гранд".
Впрочем, запуск процедуры банкротства не всегда приговор для бизнеса. В 2019 году собрание кредиторов ООО "Племенная птицефабрика “Лебяжье”" решило продать часть имущества сельхозпредприятия, расплатившись таким образом с долгами в 1,9 млн рублей. После реализации активов процесс банкротства в отношении этой птицефабрики был прекращён. Но восстановить конкурентоспособность предприятию так и не удалось, на рынке много крупных игроков, ежегодно наращивающих производство.

На своих кормах

Исполнительный директор Национального кормового союза Сергей Михнюк считает, что птицефабрикам тяжело реализовывать свою продукцию из–за короткого срока хранения и узости ассортимента. "Это приводит к кассовым разрывам, из–за которых возникает кредиторская задолженность. С должниками никто работать не хочет", — сказал он.
По мнению эксперта, в связи с высокой конкуренцией на рынке в лидеры выходят те птицефабрики, в производственный цикл которых включены комбикормовые заводы. "Такие холдинги могут гарантировать качество продукции и обслуживать кредиторскую задолженность", — пояснил "ДП" эксперт.
Подобную стратегию взяли на вооружение многие крупные птицефабрики. Например, "Роскар" планирует в ближайшее время открыть комбикормовый завод. "Собственный ККЗ является неотъемлемым звеном нашей технологической цепочки. Он позволяет производить именно те корма, которые нужны птицефабрике, чтобы получать качественное и обогащённое яйцо с требуемыми функционально–технологическими характеристиками и полностью контролировать то, что ест наша несушка", — сказал "ДП" коммерческий директор АО "ПФ “Роскар”" Максим Жемчужников.
Представитель компании добавил, что пробный запуск комбикормового завода состоится в конце 2020 года.

Курс на импортозамещение

Впрочем, несмотря на конкуренцию, рост числа банкротств, сворачивать производство мяса птицы и яиц в Ленобласти не собираются.
Наоборот, предприятия готовят проекты по укрупнению производственных комплексов.
Расширять бизнес также планируют АО "Птицефабрика “Северная”" и АО "Племенная птицефабрика “Войсковицы”", которые являются частью тайского международного агропромышленного холдинга Сharoen Pokphand Foods (CPF).
Компании реализуют два инвестиционных проекта: строительства дополнительной площадки по производству инкубационного яйца цыплят–бройлеров и расширения производственной площадки по выращиванию цыплят–бройлеров вблизи поселка Молодцово.
Как сообщил "ДП" заместитель генерального директора АО "Племенная птицефабрика “Войсковицы”" Валерий Кривоносов, сейчас и ранее около 40% инкубационного яйца импортируется из Европы, что накладывает риски по недопоставке продукции, а также валютные риски.
Он добавил, что в ближайшие годы правительство РФ планирует ввести таможенные пошлины на импортное инкубационное яйцо в размере до 15%.
"Поэтому ключевой задачей данного проекта станет переход на полное самообеспечение производственного цикла собственным инкубационным яйцом в рамках политики импортозамещения", — комментирует Кривоносов.