Нейросети готовы заменить пилотов, но писателями им пока не стать

Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС
Боевая нейросеть, элемент системы боевой модуль "Корнет" на стенде концерна "Калашников" на выставке "Армия 2018".

Искусственный интеллект смог разгромить американского летчика–испытателя в серии виртуальных воздушных боев, но роботам все еще не дается написание осмысленных текстов. Сахар они мешают сигаретой.

Профессия солдата — под угрозой. Опыты с искусственным интеллектом демонстрируют, что он может стать идеальным убийцей, по крайней мере в воздухе. Профессиональный летчик–испытатель ВВС США не смог выиграть ни одного поединка в серии виртуальных воздушных боев с искусственным интеллектом компании Heron Systems. Пилот рассказал, что алгоритм вел себя настолько непредсказуемо, что совершенно непонятно было, как ему противостоять.
Сражение происходило на специальном турнире, организованном Управлением перспективных военных разработок Минобороны США. Восемь команд программистов создавали свои алгоритмы, которые должны были выполнять боевые задачи в виртуальном симуляторе. Heron Systems удалось создать такой ИИ, который разбил всех роботизированных конкурентов.
Примечательно, что управляется этот ИИ сравнительно небольшим чипом. Еще осенью прошлого года этот алгоритм только учился летать и даже мог разбиться в процессе. Но с тех пор он провел 4 млрд симуляций и набрал такой опыт, что всухую разбил в том числе и реального пилота. Теперь разработку будут изучать в Пентагоне.

Проза не получается

А вот с текстом у нейросетей гораздо хуже, чем с войной. В мае некоммерческая организация OpenAI представила свою новую систему генерации текста GPT–3. Ее тестировали все лето, и вот результат: да, алгоритм может грамматически и стилистически имитировать грамотную речь человека, но он совершенно не понимает сути происходящего. Компьютер не знает, о чем он пишет. Некоторые куски могут выглядеть как демонстрирующие понимание мира, но на самом деле это всего лишь совпадение. Критики приводят такой пример текста, сгенерированного системой: "На вечеринке я налил себе стакан лимонада, но он оказался слишком кислым, так что я добавил немного сахара. Я не увидел подходящей ложки, поэтому размешал его сигаретой. Но это оказалось плохой идеей, потому что она упала на пол. И тогда он решил начать Ассоциацию кремации Северной Америки, которая стала крупнейшим поставщиком услуг с 145 филиалами". Получается, писатели могут выдохнуть — их нейросети не заменят. Ну, кроме авангардистов и абсурдистов, конечно (кстати, художникам–авангардистам тоже непросто).

Вечный пластик

Но не искусственным интеллектом единым… Ученые из лаборатории Университета Колорадо разработали новый тип пластика, который может перерабатываться бесконечно при сохранении изначальных свойств. Материал называют PBTL. Он может быть легко переработан путем нагрева до 100°C в присутствии катализатора. Под воздействием высокой температуры пластик разбивается на исходные строительные блоки, которые затем могут быть повторно собраны в точно такой же высококачественный PBTL.
Главная проблема — примеси. PBTL можно разбить и преобразовать, только если он находится в исходном составе. Это ставит на пути коммерческой эксплуатации вечную проблему раздельного сбора, поскольку для нормальной переработки PBTL необходимо отделить от других типов пластика. Однако ученые оптимистичны: учитывая, что из него в принципе можно делать все компоненты, недостаток может оказаться некритичным.

Тянемся к солнцу

И еще одно достижение ученых может повлиять на картину будущего. Ученые из Германии смогли еще больше увеличить КПД солнечных батарей.
Проанализировав тандемные солнечные элементы на основе перовскита и кремния, ученые разработали схему новых панелей с КПД 33% — это в полтора раза выше текущего рекорда 22,3%.
Что важно, разработка подходит для массового производства. Ученых консультируют ведущие инженеры из компаний — производителей энергооборудования — Centrotherm, Singulus, Meyer Burger и Von Ardenne, чтобы заранее подготовить сборочные линии. При такой эффективности стоимость 1 кВт/ч достигнет 0,04 евро (в Петербурге тариф — 0,035–0,054 евро), а батареи можно будет использовать в электромобилях.