Родители услышали звонок: структура потребления школьных товаров эволюционировала

Автор фото: архив "ДП"

IT–компания "Платформа ОФД" обработала несколько миллионов кассовых чеков за "предшкольный" период и пришла к выводу, что больше всего в августе подорожала школьная форма.

В среднем петербуржцы потратили на нее 1980 рублей — это на 15% больше, чем в прошлом году. Самыми дорогими стали школьные брюки (их стоимость в среднем составила 1257 рублей) и рубашки (1017 рублей). Однако, как отмечают аналитики, дешевле стала спортивная обувь — примерно 1956 рублей, что на 25% меньше, чем в прошлом году.
Эксперты "Платформы ОФД" отмечают, что с каждым годом число покупок снижается. Это говорит о более рациональном подходе родителей в Петербурге к обновкам: многие закупки на учебный год были сделаны заранее (в июне–июле) или будут сделаны позднее, когда скидок станет больше.
"В целом по стране после объявления в конце июля о возвращении учебы в очный формат заметно выросла частота покупок школьной формы и крупных товаров для школы. Можно сказать, потребитель услышал этот сигнал, и началась довольно активная закупка товаров", — пояснил Николай Голюдбин, эксперт "Платформы ОФД".

В ожидании учебного года

Петербургские производители пока готовятся к сентябрю. Основатель бренда Leya Me Светлана Злотникова отмечает, что пандемия не лучшим образом сказалась на кошельках и, разумеется, родители начали сильно экономить на форме. Поэтому многие перестали в этом году покупать одежду комплектом: потратились только на рубашки или брюки.
"Структура потребления сильно изменилась. Обычно с января по март начинают собирать заказы, а к концу весны их начинают отшивать, чтобы к июлю поставить в точки продаж. В этом году все по–другому", — рассказывает Светлана Злотникова. По ее словам, родители этой весной не покупали форму, а магазины не заказывали у ателье и фабрик готовую одежду.
Более того, у некоторых швейных производств возникли проблемы с поставками материалов, из–за чего выросли цены на ткани. Дело в том, что большинство синтетики, используемой при шитье школьной формы, производители заказывают из Китая, где зимой ввели ограничения на производствах из–за пандемии коронавируса.
Однако столкнулись с дефицитом материалов и те, кто заказывал ткани из Европы. Директор интернет–магазина "Стильные непоседы" Оксана Неверова рассказывает, что многие производители не используют отечественные ткани, так как их качество по своим характеристикам не устраивает покупателей. В среднем российские ткани составляют порядка 10–15% всего используемого для пошива сырья.
На цены, по мнению Неверовой, повлияло и перепрофилирование швейных предприятий. В условиях карантина многие из них начали выпускать средства индивидуальной защиты, например маски. Более того, никто из производителей не хочет шить одежду для склада, отмечает Неверова.

Непонятная форма

Рынок одежды для школы до сих пор не до конца определенный сегмент. Поскольку что считать формой, неясно: в российском законодательстве не прописано четких параметров для материалов — только цвет и крой одежды. О том, как она должна выглядеть, каждое учебное заведение принимает решение самостоятельно.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин считает, что для школьной формы необходимо четко прописать стандарты, которые позволят отделить ее от остальной деловой одежды. Их разработкой занимается Инновационный научно–производственный центр текстильной и легкой промышленности.
Сейчас установлены характеристики только для детской одежды в целом: это воздухопроницаемость и гигроскопичность ткани. Они закреплены в техническом регламенте Таможенного союза. В новом стандарте специалисты планируют прописать параметры "верха" изделий и подкладки, соблюдение которых позволит изготовителям исключить "эффект скафандра". Дело в том, что полушерстяные ткани могут быть небезопасными из–за полностью синтетической подкладки, которая соприкасается с кожей ребенка и вызывает раздражение.
Как отмечает Разбродин, новые характеристики позволят производителям шить одежду из тканей, которые субсидируются. Пока, по данным Минпромторга, для производства школьной формы из шерстяных и полушерстяных тканей требуется порядка 1,5 млн погонных метров ткани в год. Стоимость одного погонного метра нужной ткани российского производства составляет 830–890 рублей, что выше стоимости тканей других производителей примерно на 400 рублей. Эту разницу и компенсируют из федерального бюджета. Пока в России работают три предприятия, которые подпадают под действие постановления: ООО "Брянский камвольный комбинат", ООО "Свердловский камвольный комбинат" и ОАО "Павлово–Посадский камвольщик".
"Если этот стандарт появится, он закрепит понятие школьной формы. Тогда количество отечественных производителей однозначно возрастет, как и качество одежды для школьников. С появлением субсидий наблюдался рост производства школьной формы. Пока же в рублевых показателях в последнее время этот сегмент не растет и даже падает из–за снижения покупательной способности", — резюмирует Разбродин.
Материал подготовлен в рамках Рейтинга образования — 2020