Пандемия и закон Хованской притормозили классификацию петербургских отелей

Автор фото: Сергей Коньков

Несколько десятков гостиниц — от хостелов до четырехзвездочных объектов в локациях от "золотого треугольника" до спальных районов — летом получили свидетельства о присвоении звезд. В Российской гостиничной ассоциации опасаются, что в будущем на систему классификации может повлиять вывод Ростуризма из ведения Минэкономразвития (в июле турведомство переподчинили российскому правительству).

Из–за пандемии работы у оценщиков стало значительно меньше. Многие отели озаботились классификацией весной, а кто–то еще в конце 2019–го.
Изначально, согласно федеральному закону № 16–ФЗ, предполагалось, что до 1 июля 2019–го свидетельства о присвоении категории должны получить гостиницы с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, до 1 января 2020 года это должны были сделать отели, в которых более 15 гостиничных номеров. А с 1 января 2021 года категорию должны иметь все гостиницы.
В июне российское правительство продлило возможность работать без свидетельств до 1 января 2022 года для объектов размещения с номерным фондом 15 и менее. Для самих экспертных организаций аттестаты пролонгировали до 1 марта 2021 года. "Это поможет бизнесу не тратить деньги на продление и сосредоточиться на том, чтобы опять наладить работу", — считает директор АНО "Центр развития социального и культурно–познавательного туризма" Лев Крошкин.
Число обращений от гостиниц сократилось в несколько раз, говорит Юлия Гржибовская, генеральный директор ООО "Балтийская туристская инициатива" (компания проводила, например, экспертизу в рамках классификации отеля на Невском проспекте, свидетельство о присвоении четырех звезд датировано 29 июля). "Сейчас, когда постепенно стали открываться после карантина регионы, работа частично возобновилась", — отмечает Лев Крошкин.
В 90% случаев гостиницы обращаются для первой классификации, поясняет руководитель Центра консалтинга и классификации Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты Анна Сомова. В Петербурге уменьшение классификаций связано в первую очередь с законом о запрете на размещение гостиниц и хостелов в жилых домах (так называемый закон Хованской), считает руководитель ООО "Бюро классификации и экспертизы" Ким Батьков. Компания проводила, в частности, экспертизу арт–отеля "Рахманинов" на Казанской улице. В июле выдано свидетельство о трех звездах, хотя представители отеля говорят о том, что "уровень и сервис не ниже четырех". Впрочем, осенью 2019–го владельцы вообще опасались закрытия из–за требований закона Хованской.
Автор: Комитет по развитию туризма, JLL, OneTwoTrip

Отбор не глядя

Цена классификации варьируется от 25 тыс. до 35 тыс. рублей. "Срок действия свидетельства — 3 года. Получается, в месяц порядка 2–3 тыс. рублей, то есть стоимость одного номера. Хотя есть организации, которые работают и за 5 тыс. рублей, без выезда на объект", — говорит вице–президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Владимир Ефимов. Но, учитывая обязательность процедуры, отели часто выбирают не качество, а цену, отмечает директор филиала РГА в Петербурге Алексей Мусакин, что "привело к появлению большого количества четырех– и пятизвездочных отелей в Петербурге и в стране в целом, которые по сути таковыми не являются".
Стремление отельеров сэкономить понятно. Даже несмотря на высокую загрузку в августе, положение в отрасли не лучшее. "Арендодатели в некоторых случаях снизили плату или дали отсрочку. Но в хостеле на Невском пришлось отказаться от одного этажа из двух", — говорит учредитель "ХотелХот" Сергей Власов. По его словам, закрываться не планируют, но "если начнется вторая волна, будет совсем тяжело". К тому же "в Петербурге есть сезонность, в отличие от столицы". Впрочем, Первопрестольная в этом конкретном случае может и помочь: у компании сеть объектов, почти все — в Москве (в Петербурге один на 216 мест).
"Были мысли даже продать отель. Планы по переезду пока приостановились только из–за возможности все же перевести в нежилой фонд с отдельным входом. Обошлось это немалыми средствами!" — пояснила владелица "Рахманинова" Оксана Куренбина, добавив, что достаточно высокая загрузка позволяет ликвидировать задолженности, в том числе по комиссиям OTA (Booking.com, Hotels.com и других). "Стандартная комиссионная ставка каналов бронирований (18%) является одной из наиболее высоких статей расхода. В такой ситуации о прежнем уровне дохода приходится только мечтать. Поэтому хотим призвать туристов, особенно в этот сложный период для туризма, бронировать средства размещения напрямую", — отметили в "Рахманинове". Впрочем, для кого–то посредники головная боль, а для кого–то — стимул для продаж. "Booking, например, дает возможность предоставить отдельную скидку тем, кто путешествует по бизнесу (у них в аккаунте указана цель поездки — “деловая”). Если мы даем скидку, они в большем приоритете выбирают нас", — пояснили в апарт–отеле Park Aparts St. Petersburg на Пулковском шоссе.

Заехать по новой

Сейчас готовятся изменения в правила присвоения обязательной классификации. "Пока документ находится на стадии рассмотрения. Некоторые изменения могут быть значительны даже для трех звезд, что приведет к удорожанию процесса, либо отелям придется просто понижать категорию", — допускает Юлия Гржибовская. "Упор будет сделан на баллы, — говорит Лев Крошкин. — Если чего–то не хватает, можно добрать до звезд, которые хочет получить гостиница".
Алексей Мусакин допускает, что в конце года номерной фонд может сократиться на 10–15% в основном за счет небольших компаний, часть средних и крупных гостиниц сменит собственников. "Есть несколько проектов отелей категорий три или четыре звезды разной степени готовности, но выход на рынок произойдет не ранее конца 2021–го — начала 2022 года", — прогнозирует он.
Недавно получили свидетельство о присвоении категории три звезды. Прошло не много времени, чтобы делать выводы о том, как оно сказалось на количестве гостей. Но настрой хороший. Относительно прошлого лета ценники, конечно, существенно ниже, но тем не менее с полной загрузкой получается делать более–менее нормальную прибыль. Да и во времена пандемии загрузка была нормальная (процентов восемьдесят) — благодаря нашей специфике. Приезжали не туристы, а петербуржцы, которые хотели провести романтический вечер или просто отдохнуть в нашем отеле. Было много деловых гостей. Многие гости сейчас приезжают семьями на машинах.
Михаил Антропов
Управляющий Park Aparts St. Petersburg
Раньше в летний сезон 60–70% составляли иностранцы. Прогнозы на это лето были самые негативные из–за закрытых границ. Однако приехали россияне. По сравнению с 2019–м загрузка отеля, конечно, упала — на 10–15%. Однако, если смотреть по рынку, мы довольны нашими результатами. Некоторые опасения по поводу осени все же есть. Слухи о второй волне делают свое дело. Если полноценного открытия границ не случится, москвичи и гости из других регионов поедут к нам и в низкий сезон. Создаем финансовую подушку, поскольку будем верны политике "без увольнений". И, конечно, на случай дефицита мы запаслись самыми современными средствами для уборки и индивидуальной защиты.
Анастасия Баранова
Управляющий директор отеля Wynwood