Станислав Савицкий Все статьи автора
11 августа 2020, 09:50 176

Праздник даров: 125–летие Русского музея отметят на четырех площадках

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Этот проект впечатляет своим масштабом.

Выставки одновременно проходят в корпусе Бенуа, Михайловском замке, Мраморном и Строгановском дворцах. Как и большинство открывшихся в середине лета экспозиций, этот праздник — эхо весны, когда музеи приостановили свою работу. Юбилей планировалось начать отмечать 25 апреля, но смонтировать выставку удалось только к концу июля. 125–летие, конечно, не слишком круглая дата, зато солидная, по крайней мере по русским меркам. Появление в конце XIX века публичной коллекции отечественного искусства, начало которой было положено Александром III, стало большим событием для России.

Вторая мировая — сложный сюжет: выставка "Память" в Русском музее

Вторая мировая — сложный сюжет: выставка "Память" в Русском музее

186
Станислав Савицкий

Музейное собрание формировалось на основе даров членов императорской семьи: Александра III, Николая II и великих князей. Впоследствии оно регулярно пополнялось благодаря дарам коллекционеров. Отсюда и кураторский замысел юбилейного проекта: он посвящен истории подарков, которая в значительной степени и есть история музея.

Формирование коллекции — модная сейчас среди кураторов тема. Год назад постоянная экспозиция Центра Помпиду была посвящена именно истории собрания музея, и, надо сказать, это был один из лучших ее вариантов (в скобках заметим, что в отличие от многих отечественных музеев, где постоянная экспозиция иногда не меняется десятилетиями, зарубежные музеи представляют свою коллекцию проектами, которые длятся максимум полтора–два года). Впрочем, в Русском музее не разделили того интереса к социальной истории искусства, который движет европейскими и американскими кураторами. Наш юбилейный проект — буквально про то, от кого именно и при каких обстоятельствах в Русский попали те или иные работы.

Экспозиция представляет почти все отделы музея. В Инженерном выставлены древнерусское искусство, графика и живопись XVIII и первой половины XIX века. В Бенуа — вторая половина XIX века и авангард. В Строгановском — гравюра, народное искусство и нумизматика. В Мраморном — 1960–1980–е и contemporary art.

Эта четырехчастная экспозиция воздает должное и современным коллекционерам, помогающим пополнять музейное собрание в наши дни.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама