Вадим Кузьмицкий Все статьи автора
8 августа 2020, 13:56 1299

Хлористые последствия: прокуратура разбирается с дезинфекцией улиц Петербурга

Фото: Интерпресс

Дезинфекция улиц в разгар пандемии велась неэффективно и не соответствовала стандартам, сочли в прокуратуре Петербурга

Как стало известно "ДП", прокуратура Петербурга направила представление в адрес врио председателя городского комитета по благоустройству Сергея Малинина. В надзорном ведомстве пришли к выводу, что в Петербурге "объективно нереализуемы" рекомендации Роспотребнадзора по борьбе с пандемией COVID–19. Налицо нехватка спецтехники: на одну машину приходится почти 100 тыс. м2 проезжей части.

Пилюля прогресса: пандемия расширила область применения роботов

Пилюля прогресса: пандемия расширила область применения роботов

7035
Елена Васильева

"Имеющиеся силы и средства являются объективно недостаточными для дезинфекции территории города, не позволяют соблюдать действующие санитарно–эпидемиологические требования", — счел заместитель прокурора города Виктор Мельник. При этом комитет ежедневно предоставляет "недостоверные" сведения о том, что все необходимые меры для профилактики вируса принимаются.

"Причиной выявленных нарушений является многолетнее недофинансирование сферы содержания улично–дорожной сети города. Условиями — ненадлежащая организация работы по дезинфекции улиц, выразившаяся в несвоевременном и неполном перепрофилировании дорожных предприятий", — считают в прокуратуре.

В комитете по благоустройству сообщили "ДП", что получили представление прокуратуры и направили в ведомство ответ. В свою защиту чиновники сказали, что с вводом режима повышенной готовности дорожные предприятия "в круглосуточном режиме" обрабатывают улицы антисептическим раствором с применением гипохлорита натрия.

"Этот раствор рекомендован Роспотребнадзором и безопасен для людей, животных и растений", — подчеркнули в комитете. По состоянию на середину июля обработано более 886 тыс. м2 дорог, для чего израсходовано почти 66 тыс. м3 раствора гипохлорита. Все павильоны на остановках дважды помыты после зимы (второй раз — с использованием дезинфицирующих средств), и их всё продолжают мыть изо дня в день. Чиновники подсчитали, что на обработку павильонов ушло более 1,28 тыс. м3 дезинфицирующих средств.

Прилюдно не поливать

Прокуратура в своем представлении ссылается на рекомендации, данные в начале апреля (то есть перед разгаром эпидемии) главой Роспотребнадзора Анной Поповой. Они предписывают "в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции" и "в связи с возможной необходимостью при осложнении эпидемиологической ситуации" вести "обеззараживание объектов инфраструктуры и открытых пространств населенных пунктов". Что понимается под открытыми пространствами — не уточняется.

Отдельно упоминаются тротуары, остановки, другие объекты городской среды, конкретно о проезжей части улиц речь не идет. Самыми надежными средствами для обработки названы хлорактивные соединения, среди которых, в частности, гипохлорит кальция или натрия в концентрации не менее 0,5% по активному хлору. Дезинфекцию рекомендуется проводить дважды в сутки.

Основываясь на теории: антивирусные заповеди для общественного транспорта

Основываясь на теории: антивирусные заповеди для общественного транспорта

187
Дарья Кильцова

Впоследствии в ведомстве уточнили свою позицию. Уже в июне полную обработку тротуаров назвали бессмысленной. "Что касается улиц и тротуаров, мы рекомендуем на открытых пространствах (обрабатывать. — Ред.) прежде всего контактные поверхности: скамейки, на детской площадке — то, с чем может человек руками соприкасаться. Конечно, у нас нет рекомендаций просто поливать тротуар, да и смысла в этом особого тоже нет", — сказала тогда замглавы Роспотребнадзора Ирина Брагина. В некоторых случаях такая обработка может быть вредна. В частности, недопустимо вести дезинфекцию аэрозольным способом в присутствии людей.

Вредит или нет

Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов в комментарии "ДП" отметил, что гипохлорит натрия — один из наиболее эффективных и дешевых антисептиков, который в силу этих свойств может применяться в больших масштабах (что, очевидно, и требуется при обработке города). Но у дешевизны и эффективности есть и оборотная сторона.

"Продукт далеко не безопасный, при определенных условиях выделяется хлор, обладающий сильным раздражающим эффектом. К тому же гипохлорит сам по себе вещество очень агрессивное, в том числе очень коррозионно активное", — отметил Беспалов. Тем более что смысла в такой обработке улиц для борьбы с эпидемией мало. "Распространение вируса происходит в том числе через прикосновение к поверхностям — скажем, дверным ручкам или поручням в транспорте. Их можно и нужно обрабатывать, но, конечно, иными антисептиками. А вот про заболевших от нахождения рядом с автомобильной дорогой я, признаться, не слышал", — добавил директор по развитию. Меры по обработке улиц неэффективны, согласен главный врач клиники Coris Лев Авербах. "Неважно, что они использовали. В принципе не надо мыть поверхности, парадные и дороги, поскольку вирус на поверхности не живет", — поделился мнением с "ДП" Авербах. Соответствующие рекомендации могли быть связаны с тем, что у страха глаза велики и не было достоверных сведений об особенностях распространения вируса.

Потратив усилия на дезинфекцию, власти поначалу допустили очереди в больницы, из–за которых страдала скорая помощь, а также дефицит средств индивидуальной защиты, который повлиял на заболеваемость среди врачей. "Гипохлорит натрия используется для уничтожения не только новой коронавирусной инфекции, но и многих других вирусов и бактерий. Так как действие этого вещества эффективно, смысл в его использовании при обработке улиц, безусловно, есть", — не соглашается пульмонолог холдинга "СМ–клиника" Клара Назарова.

Она считает, что гипохлорит распадается в окружающей среде и не создает экологических проблем. "Однако у человека вещество может вызвать раздражение слизистой дыхательной системы организма и проявление аллергических реакций, поэтому использовать раствор нужно при соблюдении определенных правил безопасности", — сказала "ДП" пульмонолог. "Насколько распространение гипохлорита на дорогах может влиять на вирус — мне непонятно, но то, что это влияет плохо на экологию, — однозначно", — парировал еще один собеседник "ДП", председатель правления Санкт–Петербургского экологического союза Семен Гордышевский.

По его словам, раствор после обработки дорог попадает в городскую канализационную сеть. На очистных станциях осадок "уничтожается методом сжигания, тем самым отравляя воздух города", поскольку при этом будто бы могут выделяться опасные вещества — диоксины. Впрочем, в любом случае гипохлорит натрия в небольшой концентрации уже почти 10 лет используется "Водоканалом" для обеззараживания питьевой воды. Для этих целей он пришел на смену жидкому хлору. На предприятии называют это средство безопасным. "В сточных водах, которые поступают на канализационные очистные сооружения, остаточный хлор от водопроводной воды уже отсутствует. Содержание гипохлорита натрия в сточных водах соответствует жестким требованиям нормативов качества воды водных объектов…. Такая вода не представляет угрозы для окружающей среды", — сообщили "ДП" в "Водоканале".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама