Автопром Петербурга встал из-за COVID-19, но одна модель показала рост

Автор фото: Беликов Валентин

Продажи новых автомобилей в России в первом полугодии снизились на 23,3%, до 636 тыс. штук. Из машин, произведённых в Петербурге, наибольшее падение показал Hyundai Solaris. А продажи Toyota RAV4 даже выросли.

Заводы Hyundai, Nissan и Toyota выпускают в Петербурге восемь моделей автомобилей. Они довольно популярны на рынке: семь из них входят в топ–25 самых продаваемых в России (кроме нишевого Nissan Murano).
По оценкам аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб", общее число новых машин петербургской сборки, проданных в России в январе–июне 2020 года, снизилось на 20%, до 132,4 тыс. штук. Это чуть меньше, чем составило падение рынка в целом. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России за этот период снизились на 23,3% и составили чуть менее 636 тыс. штук.
По подсчетам "ДП" (на основе опубликованных данных АЕБ и "Auto–Dealer–СПб"), сильнее других "петербуржцев" упал Hyundai Solaris: его продажи за минувшее полугодие сократились на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 18,4 тыс. штук. Следующим по снижению оказался седан Toyota Camry (–30%, до 11,4 тыс.). За ним следует Kia Rio (–24%, до 36,2 тыс.) и Hyundai Creta (–15%, до 29,6 тыс.). Наименьшее сокращение продаж среди машин петербургской сборки за этот период продемонстрировали автомобили Nissan.
Внедорожник X–Trail показал сокращение на 10%, до 9,2 тыс. штук, кроссовер Quashqai — на 9%, до 10,3 тыс., а Murano — на 8%, до 1,3 тыс. Кроссовер Toyota RAV4 — единственная из петербургских моделей, которой удалось добиться прироста: на 21%, до 16 тыс. штук.
Пандемия коронавируса, из–за которой весной остановились конвейеры и закрылись автосалоны, не могла не оказать влияния на результаты продаж, говорит эксперт "Auto–Dealer–СПб" Денис Гаврилов. "В целом продажи машин петербургской сборки за апрель и май упали на 66% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и эта цифра ключевая. Именно она оказала максимальное влияние на итоги первого полугодия, — отмечает он. — Логично, что бренды–лидеры, у которых продавались тысячи машин в месяц, упали сильнее других, так как достичь этих объемов в текущей ситуации было невозможно".
В целом упали продажи у всех петербургских моделей автомобилей, кроме кроссовера RAV4, рассуждает Гаврилов. Правда, этот результат Toyota обеспечила, по сути, еще в I квартале, когда увеличение продаж этой модели, обновленной прошлой осенью, было просто сумасшедшим. "Сильно упал Solaris, который, с одной стороны, тоже обновился, только в начале года. Но пандемия и закрытие салонов по нему ударили очень сильно. В минувшем апреле было продано всего 603 “Соляриса” по сравнению с 5192 штуками в апреле прошлого года. И в июне, когда началось восстановление, его продажи не показывают уже такого большого прироста", — резюмирует эксперт.
По мнению собеседника "ДП" в кругах автодилеров, Nissan в ситуации с пандемией оказался в более выгодном положении, так как у него были нераспроданные автомобили еще 2019 года сборки. "Это позволило автоконцерну даже снизить цены, что он и сделал в начале года. В отличие от других, ведь на цену машин, произведенных в 2020 году, уже повлияло повышение ставки утилизационного сбора", — говорит собеседник газеты.
По прогнозу АЕБ, по итогам 2020 года российский рынок сократится на 23,9%, до 1,339 млн штук.
Но это при условии, что программы государственной поддержки спроса будут пролонгированы и не произойдет второй волны распространения коронавируса.