Алексей Буцайло Все статьи автора
22 июля 2020, 06:00 44

Весна–2020 изменила парадигму мышления

В июне свой двадцатилетний юбилей празднует профильный институт агропромышленного комплекса — Российский сельскохозяйственный банк. С директором Санкт–Петербургского филиала РСХБ Алексеем Кольчиком мы поговорили о том, как прошла весна–2020, оценили настоящее и заглянули в будущее.

Для банка 2020 год юбилейный. Какие изменения в сельском хозяйстве за эти 20 лет вы считаете важнейшими?

— За последнее время российское сельское хозяйство совершило мощнейший прорыв, превратившись в передовую отрасль экономики. Одна из целей, ради достижения которой создавался банк, — сделать сельское хозяйство рентабельным бизнесом. И мы этого добились. С начала госпрограммы развития сельского хозяйства в 2008 году РСХБ направил на его поддержку свыше 8,6 трлн рублей. Работая на таких обширных территориях, каждый раз понимаешь, что российский аграрий трудолюбив, талантлив, бережно относится к земле.

Наша страна богата ресурсами. Чтобы реализовать такой поистине гигантский потенциал, аграрию требуется помощь — причем не только финансовая, но и экспертная. РСХБ все эти годы оказывал и продолжает оказывать комплексную и системную поддержку сельскому хозяйству.

РСХБ — главный партнер фермеров. Отмечу, что для нас фермер — это не просто клиент. Это человек и его дело. Многих фермеров мы знаем лично. Мы очень ценим и уважаем работу людей, посвятивших жизнь такому непростому, но любимому и полезному занятию.

Мы постоянно совершенствуем линейку продуктов для фермеров. Например, с прошлого года действует "Микро АПК", позволяющий фермеру быстро, в упрощенном порядке, получить средства. В этом году мы анонсировали "Зеленый коридор" — возможность для клиента получить новый кредит без повторной подачи документов. Но мы работаем и с теми, кто только встает на путь фермерства. Для таких новичков в бизнесе у нас есть инструмент кредитной поддержки "Стань фермером".

Первая половина юбилейного года оказалась крайне непростой. С какими планами и с каким настроением вы вошли в этот год?

— Вошли с хорошим настроением. Для нас двадцатилетие — это год ударного труда. Оптимизма не теряем, потому что, как это принято говорить, любой кризис — это новые возможности. Это особенно актуально для нашего банка ввиду того, что в этот период были оптимизированы многие процессы. Очень большим был скачок в части цифровизации функций банка и оптимизации кредитного процесса.

Этот год для нас является переломным и с точки зрения концептуального подхода к ведению бизнеса. Наша задача — удвоить кредитный портфель в сегменте малого и среднего бизнеса. Мы чувствуем огромную ответственность за реальный сектор экономики и наших многочисленных клиентов.

Одна из основных задач — изменение стандартов продаж, самой идеологии работы наших сотрудников. Нам нужно уйти от ситуации, когда локомотивом продаж является услуга кредитования, перейти к тому, чтобы основным драйвером отношений с клиентом стал транзакционный бизнес. Это весьма конкурентный рынок, и наша стратегическая цель — соответствовать лучшим практикам. Мы предлагаем своим клиентам бесплатное открытие счета и льготный период обслуживания без комиссии в течение 6 месяцев, интернет–эквайринг по ставке от 1% для определенных категорий бизнеса. Дополнительно подчеркну, что данные условия распространяются на клиентов не только сектора агропромышленного комплекса, но и других отраслей экономики.

И еще одна очень непростая задача — сохранение позиций по розничному блоку.

Показатели, которые прогнозировались в начале года, — насколько удалось их достигнуть в этих условиях?

— У нас собрана профессиональная команда единомышленников, и пока по розничному блоку мы не потеряли позиций, даже в период пандемии. Бесспорно, здесь сыграла роль серьезная работа по проекту комплексного развития сельских территорий, то есть сельской ипотеки — она пришлась на пик пандемии. Наш филиал выдал 2,3 млрд рублей льготной сельской ипотеки.

В период ограничительных мер из–за коронавируса снижения спроса не ощутили. Чаще всего в нашем регионе заявки на получение ипотеки поступали для приобретения недвижимости во Всеволожском и Ломоносовском районах.

В первом квартале мы нарастили портфель по малому и среднему бизнесу. Отмечу, что в июне показатели открытия счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям достигли уровня марта 2020 года, что говорит о положительном тренде в экономике, вызванном в том числе существенной поддержкой бизнеса со стороны государства и доверием клиентов к банку.

В период пандемии некоторые банки вводили специальные программы. У вас были какие–то новые программы?

— Безусловно, в рамках разработанных мер поддержки бизнеса в сложившихся условиях банк предлагает новым и действующим клиентам специальные программы, направленные на поддержание наиболее пострадавших отраслей экономики. Кредитные каникулы: отсрочка платежей по кредиту в рамках федерального закона №106, кредит на заработную плату (0% годовых), кредит на возобновление деятельности в рамках постановления правительства №696 (2% годовых) и программы реструктуризации.

У нас достаточное количество заявок, правда, сказать, что это было массово и глобально, мы, наверное, не можем. Мы их прорабатываем в тесном сотрудничестве с коллегами из правительства Ленобласти и правительства Петербурга. Мы активнее стали использовать инструментарий поручительства правительственных фондов по поддержке малого и среднего бизнеса, снимаем с клиентов вопросы, связанные с наличием дополнительного обеспечения.

Сейчас, на наш взгляд, одна из задач банка — предоставлять клиенту готовые решения, помогать спрогнозировать ситуацию с учетом новых вызовов рынка, а также упростить, синхронизировать меры поддержки правительства и услуги банков так, чтобы они были легки для восприятия. И мы в этом направлении уже работаем с правительством Ленобласти и комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга. Ищем решение, которое позволит предлагать комплексные решения для развития бизнеса.

Для розничных клиентов мы дали старт акциям с одними из самых выгодных на рынке условий по вкладу и потребительскому кредиту. Делаем доступными оформление цифровой карты и дистанционное получение кредита. Так что даже в такой непростой период банк всеми силами поддерживает своих клиентов. В честь 20–летия мы запустили акцию "Кредит юбилейный" под 6,9%, акцию по вкладу "Юбилейная ставка" под 6,1%.

А на удаленку банк уходил во время изоляции?

— Внутренние процессы были переведены в цифровой формат в очень сжатые сроки. За 10 дней на удаленный формат работы было переведено около 400 сотрудников. Были созданы виртуальные кабинеты для проведения конференций, настроены удаленный доступ и телефония. Мало того, в период пандемии мы провели полную реновацию одного из наших офисов.

Новый формат работы в определенной степени волновал отсутствием аналогичного опыта. Но, на мой взгляд, благодаря четкому курсу на цифровизацию бизнеса с этим вызовом банк справился достойно.

Большинство повседневных операций клиенты банка уже давно совершают через удаленные каналы. Для удобства клиентов даже документы, выданные государственными органами, банк принимает в электронном виде.

Но, пожалуй, самым впечатляющим предложением нашим клиентам будет цифровая экосистема для фермеров. В год 20–летия банка мы планируем совершить мощнейший IT–рывок в агробизнесе.

Что это за система и чем конкретно она поможет фермерам?

— Цифровая экосистема объединит целый ряд инновационных сервисов на одной платформе. Она даст возможность средним и малым агропредприятиям без дополнительных затрат автоматизировать решение первостепенных задач и, не отвлекаясь от основной деятельности, пользоваться всеми технологическими преимуществами для роста бизнеса.

Первый блок сервисов направлен на поддержку бизнеса. Среди конкретных инструментов, которые будут включены в экосистему, — поиск и привлечение сезонных рабочих. По оценке банка, потребность в этой категории персонала на селе ежегодно достигает 1,2 млн человек. Платформа Россельхозбанка также облегчит для фермеров процесс получения квалифицированной ветеринарной помощи и даст базовый набор возможностей для цифрового управления фермой. Вторая группа сервисов экосистемы расширит для клиентов рынок сбыта и поможет им в продвижении услуг. Третий блок экосистемы будет представлен облегченной версией продуктового ряда Россельхозбанка. Экосистема включит в себя все финансовые сервисы, в том числе возможность удаленной подачи заявок на получение льготного кредитования.

Основной задачей перевода фермеров на работу через дистанционные каналы является упрощение процедуры получения заемных средств и повышение качества банковского обслуживания. Экосистема в обязательном порядке будет интегрирована со всеми сервисами, которые предусматривают взаимодействие бизнеса с органами государственной власти. Конкретные примеры сервисов: умная видеоаналитика гигиены рук, спутниковый мониторинг полей, телеветеринария, диагностика здоровья растений по фото.

Фермеры свою экосистему получат. А есть ли у вас что–то для более широких слоев населения?

— Да, безусловно. Мы до 1 сентября запустим экосистему "Свое жилье", в которой будет ряд сервисов для решения вопросов по приобретению жилой недвижимости и владению ею, в том числе расположенной в сельской местности. В разработке используются технологичные решения и инструменты, которые станут доступны жителям каждого российского города и села. Клиент сможет получить практически весь комплекс услуг онлайн, от подбора квартиры или дома до услуг по стрижке газона.

Важным преимуществом нашего проекта является его открытость: большинство сервисов доступно без регистрации в экосистеме и бесплатно как для клиентов Россельхозбанка, так для и наших партнеров.

"Свое жилье" позволит подобрать недвижимость исходя из заданных критериев, сделать расчеты по ипотеке, подать в банк заявку на кредит и получить решение онлайн. Клиенты банка также смогут в режиме онлайн подавать документы на регистрацию в Росреестр, оформлять новый и продлевать действующий договор ипотечного страхования, осуществлять частичное или полное досрочное погашение, оформлять отчет об оценке объекта залога и многое другое. Набор онлайн–сервисов позволит сократить количество посещений офисов банка до одного — непосредственно для подписания кредитного договора и проведения расчетов с продавцом.

Экосистема будет полезна продавцам и покупателям жилья, профессиональным игрокам рынка недвижимости.

Можно ли сказать, что в вашем банке весной–2020 произошел раздел между прошлым и будущим?

— Это сложно сказать, скорее мы, как и многие, ответили на вызовы изменением парадигмы мышления. Мы стали решать вопросы оперативнее, проводим цифровую трансформацию, но в то же время мы были и остаемся профильным институтом поддержки АПК, активно развиваемся как современный, высокотехнологичный, универсальный банк для населения и бизнеса, предлагая конкурентные, выгодные и удобные продукты и услуги.

Обладая одной из самых развитых филиальных сетей, мы продолжим быть "банком регионов" и пойдем рука об руку с набирающим мощь агросектором.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама