Бренд и табачок врозь: петербургский производитель сигарет выиграл спор с Роспатентом

Автор фото: Архив "ДП"
Автор фото: Архив "ДП"

Производитель сигарет ООО "Петро" выиграл суд с Роспатентом, отказавшимся регистрировать товарный знак "TROIKA".

Петербургская табачная компания оспорила отказ ведомства в суде по интеллектуальным правам (СИП). В Роспатент она обратилась еще в августе 2017 года. По мнению ведомства, обозначение "TROIKA" не обладает различительной способностью, поэтому не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. При этом Роспатент указал: "TROIKA" и его транслитерация "ТРОЙКА" долгое время (до даты подачи заявки "Петро") использовались несколькими производителями сигарет.
Изначально "Петро" принадлежал общеизвестный товарный знак, состоящий из нескольких элементов (словесного обозначения "ТРОЙКА", выполненного шрифтом с графической проработкой, и стилизованного изображения повозки с лошадьми), а также два других — "TROIKA" и "ТРОЙКА", но без картинки. Более того, "Петро" успешно их защищало.
Так, ООО "Сигареттс. Кенигсберг. Продакшн" (СКП) в течение 2014–2015 годов использовало товарные знаки без разрешения "Петро". Уголовное дело было возбуждено в 2015 году по ст. 180 УК (незаконное использование средств индивидуализации товаров), ущерб, нанесенный правообладателю, составил 105,4 млн рублей. В 2015 году в Калининграде задержали партию контрафактных сигарет "Тройка" (500 тыс. пачек, что в тех ценах составляло порядка 28 млн рублей). В 2017 году "Петро" в Арбитражном суде Калининградской области взыскало с СКП около 200 млн рублей (двукратная стоимость контрафактного товара).
Но в 2017 году Балтийская табачная фабрика (БТФ) потребовала отменить исключительное право "Петро" на использование этих товарных знаков. Роспатент согласился и отменил охрану двух (надписи латиницей и кириллицей, но без картинки). Однако СИП отменил решение Роспатента. На днях кассационная инстанция суда в споре между БТФ и "Петро" за товарный знак "ТРОЙКА" поддержала петербуржцев.
Не дожидаясь окончательного решения по этому спору, "Петро" повторно попыталось зарегистрировать товарный знак "TROIKA", но Роспатент ему отказал. По мнению петербургской компании, выводы Роспатента основаны только на сведениях из интернета о производстве другими компаниями сигарет "Тройка". Не исследован вопрос о том, формируются ли у потребителя конкретные ассоциации с товарным знаком "TROIKA". СИП согласился с доводами петербуржцев и отменил решение Роспатента. Теперь процедура регистрации должна начаться сначала.
Нынешнюю судебную битву "Петро" за товарный знак "TROIKA" патентный поверенный, партнер компании Claims Анастасия Кузнецова оценивает как страховочный спор: "Указанное дело является продолжением череды дел в отношении товарных знаков “TROIKA / ТРОЙКА”".