Запасной аэродром не спас: экспортный спад загнал автопром в депрессию

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Экспортные поставки не помогли дозагрузить мощности петербургских автозаводов. Восстановления спроса там ждут не раньше 2021 года.

Петербургские автозаводы столкнулись со снижением в странах СНГ спроса на легковые автомобили российской сборки. Еще в марте они расценивали экспорт как способ дозагрузить конвейеры в условиях падения покупательной способности россиян. Но "запасной аэродром" тоже закрывается. Особенно сильно из–за кризиса спрос снижается в Белоруссии. Правда, несколько растет в Казахстане.
Автоконцерн Nissan экспортирует три модели автомобилей петербургской сборки (кроссоверы Qashqai, X–Trail и Murano) в две страны — Казахстан и Белоруссию. "Конечно, в связи с пандемией и закрытием границ поставки во втором квартале показали значительную негативную динамику. В Белоруссию в апреле и мае поставок не было совсем, а в июне туда отправили всего 32 автомобиля по сравнению со 111 во втором квартале 2019–го, — отмечают в пресс–службе российского представительства компании. — В Казахстан в апреле автомобили не поставлялись. В мае–июне экспорт возобновился. В результате в Казахстан во втором квартале поставлено 224 автомобиля против 275 за тот же период 2019–го".
По итогам первого полугодия объем поставок в Белоруссию снизился на 53%, подсчитывают в Nissan. При этом экспорт автомобилей бренда в Казахстан все же вырос на 4%, несмотря на резкое снижение во втором квартале.
Эти страны также основные для экспорта и другого автозавода — Hyundai. Он выпускает в Петербурге модели Solaris и Creta, а также KIA Rio и KIA Rio X–Line. "Мы увеличили объем зарубежных поставок с 7 тыс. в первом полугодии прошлого года до 8,2 тыс. в январе–июне нынешнего", — рассказали в пресс–службе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР).
При этом в компании отмечают рост объемов экспорта в первом квартале: в январе–марте он составил 5 тыс. единиц по сравнению с 3,8 тыс. за аналогичный период 2019 года. Но и во втором, самом "пандемическом" квартале падения не произошло: в апреле–июне реализовано 3,2 тыс. машин (столько же, как и в апреле–июне прошлого года). Правда, давать прогнозы до конца года в компании пока не готовы.
Третий действующий петербургский автозавод — Toyota — в мае запустил поставки в Армению. Стартовый экспортный план по новому направлению составляет 450 автомобилей до конца 2020 года.
В "Тойота Мотор" отмечают, что смена страны–производителя (раньше автомобили поставлялись из Японии) позволила снизить в Армении цены на этот бренд на 10%. Кроме того, теперь в этой стране продаются версии автомобилей, адаптированные для стран СНГ.
Toyota также экспортирует автомобили петербургской сборки в Казахстан и Белоруссию. Но итогами первого полугодия и прогнозами компания делиться не стала. В 2019–м в эти две страны было экспортировано 8,87 тыс. автомобилей марки (около 12% от общего объема произведенных машин).

Спрос не растет нигде

Рынок Казахстана восстанавливается достаточно активно. Другое дело, что он в принципе невелик. В январе–мае текущего года там приобрели 23,8 тыс. новых легковых автомобилей (на 2% больше, чем за аналогичный период 2019 года), подсчитали в "Автостате". По данным агентства, в апреле в Казахстане, так же как и в России, зафиксировано резкое падение (–97%) продаж, связанное с пандемией, но уже в мае они по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 53%, до 8,1 тыс. единиц.
В пятерку самых популярных моделей в мае в Казахстане вошли две машины петербургской сборки — Toyota Camry (их в этом месяце было продано 550 штук) и Kia Rio (410 штук), следует из данных "Автостата".
Однако лидером остался узбекский Ravon Nexia (1020 штук), за которым следует LADA Granta (790 штук). На третьем месте по популярности — Hyundai Tucson (660 штук).
Белорусские продажи тоже не вернулись на прежний уровень после резкого падения. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в мае продажи новых легковых автомобилей в стране снизились на 25,5% к апрелю 2020 года и на 54% к маю 2019 года. Эксперты ассоциации прогнозируют, что по итогам года сокращение рынка составит не менее 30%, а его объем — 40–45 тыс. новых автомобилей.
"Не способствуют стабилизации и 140–й указ президента Белоруссии о льготной растаможке ввозимых подержанных автомобилей (в том числе из России), и запуск конвейера китайского Changan", — говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова.
По ее оценке, экспорт машин петербургской сборки, хотя и рассматривается как возможность повысить продажи на внешних рынках, пока не очень велик и составляет 5–6% от общего объема производства.
"Малый объем экспорта автомобилей и высокая стоимость логистики не способствуют открытию новых направлений для экспорта. Тем более что ситуация с падением спроса сейчас характерна для рынков всех стран", — полагает эксперт.
Во втором квартале петербургский автопром спас отложенный спрос внутри страны и накопившиеся заказы на экспорт. "Усугубление экономической ситуации, прогнозируемое наступление второй волны эпидемии, политические волнения у соседей скажутся на показателях третьего квартала и общих итогах года. Восстановление ситуации возможно лишь в 2021 году, да и то при благоприятном стечении обстоятельств", — прогнозирует Дарья Щербакова.

Рестарт не будет быстрым

По данным Федеральной таможенной службы РФ, объем российского экспорта легковых автомобилей стабильно рос с января по март (с $68,7 млн до $97,4 млн соответственно). В апреле таможенники зафиксировали резкое снижение до $50,8 млн. Это неудивительно: из–за пандемии коронавируса конвейеры почти всех российских автозаводов были приостановлены. Более поздних данных пока нет.
"Снижение экспорта легковых автомобилей из России в апреле текущего года составило почти 48% по сравнению с мартом", — подсчитывает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его оценке, по мере восстановления экономики и снятия карантинных ограничений можно ожидать увеличения объемов производства автомобилей, а значит, и их экспорта.
Однако многое будет зависеть от того, придет ли вторая волна коронавируса, и если да, то насколько масштабной она окажется. "Если придется вновь останавливать производства и вводить ограничения на передвижение людей, восстановление автомобильной индустрии будет отложено, — говорит Дмитрий Баранов. — Нужно принять также во внимание, что за последние месяцы доходы многих людей сократились, а машина не является предметом первой необходимости. Соответственно, ее покупка может быть отложена".
По его прогнозу, даже при благоприятном стечении обстоятельств восстановление автомобильной отрасли может продлиться до весны–лета 2021 года.