В ЕC готовят "суверенный интернет": свободы меньше, контроля больше

Автор фото: vostock-photo

В Евросоюзе готовятся изменить правила цифрового пространства, к которым не притрагивались десятилетия. Трансатлантическим предприятиям, таким как Facebook, Google и другие, поставят условия, с которыми придётся соглашаться, если они и дальше будут хотеть оставаться досягаемыми для европейских пользователей.

Перемены назрели

Европейская комиссия начинает общественные консультации о новом регулировании цифровых услуг. Изменения интернет-пространства сообщества станут самыми значительными за последние два десятилетия. Предполагается получить тысячи отзывов от жителей, национальных властей, представителей академического сообщества и бизнеса. Особенно американских предприятий, которые доминируют на цифровом рынке ЕС.
Уже сейчас понятно, что именно для трансатлантических компаний такие изменения не будут благоприятными. Как пишет Financial Times, сегодня американские цифровые гиганты озабочены другими проблемами — пандемией коронавируса, беспорядками в США и волной фейк-ньюз. А персонально Марк Цукерберг, основатель Facebook, отбивается от критики и открытого восстания внутри своей компании из-за отсутствия реакции на "дикие записи" президента США Дональда Трампа. Последней каплей стала открытая угроза Трампа протестующим, когда он написал: "Как только начнутся грабежи, начнётся стрельба (по грабителям. — Ред.)" ("When the looting starts, the shooting starts").
Консультации о новых правилах, которые должны завершиться 8 сентября, включают в себя вопросы безопасности в интернете, свободы самовыражения, справедливости и равных условий в цифровой экономике.
"Интернет для граждан и предприятий представляет отличные возможности, при использовании которых приходится взвешивать риски, связанные как с работой, так и с общением в интернете. Сегодня мы хотим выяснить мнения заинтересованных граждан и субъектов, как создать современную систему регулирования ЕС для цифровых услуг и интернет-платформ. Большинство этих вопросов оказывают влияние на ежедневную жизнь граждан, и мы обязуемся создать для них безопасное, значимое и новаторское цифровое будущее", — анонсируя будущие изменения, сказала исполнительный вице-президент ЕК Маргрет Вестагер.

Главные вопросы

Основным вопросом будущего нового регулирования стала ответственность: насколько ответственны должны быть большие интернет-компании за содержание и товары, которые распространяются через их платформы.
В Еврокомиссии, кажется, все согласны, что в новых правилах необходимо соблюсти баланс, поскольку полностью перекинуть такую ответственность за содержание и товар на создателей платформ было бы слишком драконовской мерой. Например, у торговой площадки eBay обычно даже нет контакта с продавцами товаров, которые торгуют на их платформе. И практически невозможно требовать, чтобы такая ответственность появилась, поскольку eBay тогда придётся полностью поменять свою бизнес-модель и перестать быть платформой, которая соединяет продавца и покупателя. Придётся превращаться в классический интернет-магазин, на что, разумеется, даже ради полумиллиардного рынка ЕС компания не пойдёт. Компания иначе задумывалась.
При этом и сегодняшние либеральные правила сохранять не намерены. Придётся искать золотую середину.
В Брюсселе также намерены искать способы, как заставить такие компании, как Amazon, реагировать на жалобы клиентов на качество товаров. В настоящий момент все подобные платформы если и предпринимают какие-то меры по защите прав потребителей, то исключительно на добровольной основе. Никаких юридических последствий, если они не изымают из продажи товар, который пользователи массово помечают как некачественный, компании не несут.
"В нашей жизни, экономике и демократии интернет-платформы занимают основную роль. Эта роль связана с огромной ответственностью, но она возможна только в том случае, если действуют современные правила цифровых услуг. Мы выслушаем все мнения и вместе рассмотрим, какой может быть правильный баланс между обеспечением безопасного интернета, свободой выражения мнений и возможностью внедрять инновации на цифровом рынке ЕС", — говорит еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон.

Возможность контроля

При этих вполне объективных и назревших вопросах есть и менее однозначные. В Брюсселе не скрывают, что рассуждают и о том, как в случае необходимости обуздать технологических гигантов. Во время консультаций планируется обсудить, как должна выглядеть справедливая конкуренция в то время, когда определённые платформы уже занимают доминирующее положение на рынке и уже существуют высокие, а часто и непреодолимые барьеры для выхода на рынок малых игроков.
Маргрет Вестагер, которая ранее отвечала в ЕС за конкуренцию и инициировала не одно расследование на цифровом рынке, уже испытывала на себе волну критики как от различных учреждений, так и от европейского бизнеса за неповоротливость и медленные решения в отношении растущей мощи таких компаний, как Google или Facebook.

Разные правила

Считается, что после принятия общего регулирования, для того чтобы пользователю стало проще перенести свои данные на другую платформу, большие трансатлантические компании будут вынуждены делиться данными с маленькими игроками.
В настоящее время в разных странах ЕС — разные требования к цифровому рынку. Например, Франция не так давно приняла правовые акты, согласно которым представители платформы за 1 час должны предоставить данные о лицах, которых подозревают в террористической деятельности. В Германии свои правила в отношении лиц, подозреваемых в разжигании розни в интернете. Немцы потребовали у Facebook, Twitter и различных мессенджеров предоставлять IP-адреса и содержание переписок.

Сейчас все эти вопросы собираются согласовать и принять единые правила игры

Некоторое время назад Брюссель и вовсе поднимал идею расчленения больших компаний — по типу, как это произошло во время реформы энергетики, так называемого Третьего энергетического пакета, когда, например, газовая компания не могла быть и поставщиком, и транспортировщиком. В ЕС хотели так же поступить и на цифровом рынке, но, по данным источников Euractiv, от такой идеи в итоге отказались.