Фото: Валентин Беликов

Фатальные обстоятельства: кризис настиг креативные пространства Петербурга

За последние месяцы в Петербурге прекратили работу несколько креативных пространств. Причины везде различные — конфликты с арендодателями, экономические проблемы или продажа недвижимости с перепланировкой под другие, нетворческие цели.

Представители творческих пространств Петербурга признаются, что пережить локдаун было непросто: пришлось оперативно отменять мероприятия, которые составляют хорошую кассу креативным кластерам, а также договариваться с резидентами, которые арендуют у пространств площади под торговлю.

Пандемия ускорила отток московского бизнеса из Петербурга

Пандемия ускорила отток московского бизнеса из Петербурга

7722
Иван Воронцов, Антон Мухин

Однако несмотря на то, что основной пул арендаторов у подобных проектов составляют представители малого и среднего бизнеса, которым в карантин пришлось особенно нелегко, эксперты уверены, что этому сегменту рынка удастся быстро наверстать прежние показатели по посещаемости и прибыли. Данный бизнес довольно подвижен, и места прежних арендаторов быстро занимают новые резиденты, поэтому ожидать ещё каких-то крупных закрытий в этом году уже не стоит.

Скандалы, интриги, продажи

С начала весны в Петербурге перестали действовать три крупных креативных проекта — пространство "Ткачи", "Голицын Лофт" и Artplay. Последний объявил, что не уходит с рынка, а просто ищет новых арендодателей и помещения для своих резидентов, а также планирует в ближайшей перспективе открыться в Петербурге снова. У двух других проектов причины прекращения деятельности также различны.

В начале марта стало известно, что "Ткачи" были куплены холдингом "Империя" для реконструкции под бизнес-центр. Как стало известно "ДП", приобретатель рассматривал возможность сохранения креативной составляющей здания бывшей прядильно-ткацкой фабрики для увеличения привлекательности для арендаторов. С марта "Ткачи" не сдаёт площади под мероприятия и резидентам. Официальный сайт и группы в социальных сетях проекта больше не функционируют.

К концу мая с большим скандалом в Петербурге закрылся ещё один популярный творческий проект — "Голицын Лофт". Собственники здания "Бронка Групп" после долго тянувшегося конфликта с субарендаторами территории и создателями "Голицын Лофта" BS Art Development Group забрали управление кластером себе.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Обычно бывает так. Мы много знаем про историю питерских здании? в 1900-1910, кое-что про середину XIX века, а про остальные эпохи только отдельные фрагменты. У этого дома все вывернуто наизнанку. Да, был близкии? друг Державина придворныи? Пе?тр Неклюдов в конце XVIII века, была церковь от Воронихина, был покровитель петербургских гомосексуалов аристократ Александр Голицын, были братья Тургеневы, может быть даже Пушкин был с одои? «Вольность». Вид на «Забвенью брошенныи? дворец» тут и правда отличныи?. А там, где у других домов самые яркие страницы в биографии – у этого дырка. «Находился в ведении Министерства Императорского Двора» и все тут. Но, ничего, мы его еще? разъясним.

Публикация от Алексеи? Шишкин (@stadter)

В "Бронке Групп" были недовольны качеством услуг, которые оказывались в пространстве, а также отсутствием какой-либо чёткой концепции дальнейшего развития "Голицын Лофта". Ухудшали ситуацию и жалобы жителей ближайших домов, которым не нравился шум от находившихся на территории баров. Жильцы утверждали, что посетители и резиденты кластера мешают им спать по выходным, и конфликт начал развиваться по сценарию улицы Рубинштейна, правда, как отмечали те же жильцы, "Голицын Лофт" всё больше напоминал Думскую, а не креативный кластер.

С апреля BS Art Development занималась выселением резидентов креативного пространства с территории. Арендаторы жаловались на проблемы с поставкой электричества, от управляющей компании поступали угрозы с требованиями вывезти имущество, в здании срезали батареи, сигнализации и уничтожили электропроводку. Как писала "Собака", риторика BS Art Development сменилась в сторону того, что компания не хотела оставлять своих арендаторов "Бронке Групп", которая забрала управление пространством на себя. К началу июня проект "Голицын Лофт" фактически перестал существовать, и здание опустело.

Ткачей — в сенаторы. Креативное пространство "Ткачи" продано холдингу "Империя" под бизнес–центр

Ткачей — в сенаторы. Креативное пространство "Ткачи" продано холдингу "Империя" под бизнес–центр

6895
Иван Ершов, Павел Никифоров

А виноват ли коронавирус?

Также в минувшем мае стало известно, что собственник зданий на Красногвардейской площади, 3, где в последние годы размещалось креативное пространство Artplay, ООО "Тандем-Истейт", досрочно расторг договор с управляющей компанией "Артплэй". Именно последняя открыла в здании в 2016 году Центр дизайна Artplay SPb, который был родным братом такого же проекта в Москве.

"Действительно, с 1 мая мы не осуществляем управление объектом, также прекращено право пользования товарным знаком, то есть указанное пространство более не носит названия Artplay. Мы не сошлись с собственником объекта — компанией "Тандем-Истейт" — в вопросе пересмотра стоимости наших услуг, а также во взглядах на дальнейшее управление объектом, в том числе в антикризисном режиме. Наши партнёры предложили изменить действующие условия контрактов, мы на это не согласились и приняли решение в таком случае прекратить сотрудничество по соглашению сторон, как в итоге и произошло", — объяснил генеральный директор УК "Артплэй" Сергей Десятов.

По его словам, за время существования пространства Artplay в Петербурге им удалось привлечь почти 200 резидентов, большая часть которых являются компаниями — резидентами Центра дизайна Artplay в Москве.

"К сожалению, большая часть наших предложений по развитию пространства — уникальный проект Открытого музея с Центром цифрового искусства в составе, контейнерный городок, DIY-центр и т. д. — не были реализованы, также не были введены в эксплуатацию новые площади, прежде всего казармы Новочеркасского полка, что ограничивало возможности по расширению торгового ассортимента и продвижению площадки", — добавил Десятов.

При этом компания всё так же планирует продолжать работу в Петербурге и поэтому ищет новых собственников-партнёров. Artplay рассматривает здания площадью от 20 тыс. м2 в локациях, близких к центру и желательно ещё не прошедших реконструкцию.

На первый взгляд, то, что в разгар карантина в Петербурге перестали работать три популярных проекта, кажется неудачным стечением обстоятельств: у всех трёх креативных пространств были разные причины для прекращения работы. Тем не менее этому рынку во время локдауна также пришлось нелегко: все кластеры были вынуждены закрыться, арендаторы-резиденты не могли вести свою деятельность и, следовательно, получать прибыль.

Пережили карантин

"Прежде всего, мы потеряли более 120 различных событий, всю программу, собранную для сезона с апреля по сентябрь. Частично события перенесены на осень, частично — на следующий год, многие просто отменились. Мы сделали новый оперативный план, где вместе с резидентами будем сами генерить событийную часть проекта на этот период. Будут pop-up-проекты на территории, новые локации", — поделился с DP.RU куратор проекта "Севкабель Порт" Алексей Онацко.

С конца марта до 16 июня "Севкабель Порт" был закрыт для свободного посещения. Часть резидентов работали, осуществляя доставку своих товаров или предоставляя услуги удалённо, а часть полностью закрылись. Офисы и студии работали в базовом режиме, если к кому-либо приходили клиенты или посетители — резиденты встречали их у входа в "Порт". На входе измеряли температуру, места общего пользования постоянно обрабатывались.

Сотрудники проекта были частично переведены на удалённую работу до нормализации обстановки. В "Севкабеле" решили воспользоваться образовавшейся вынужденной паузой для аналитической и проектной работы по развитию концепции пространства, а также проведения строительных и ремонтных работ на площадках.

По итогам карантина пул арендаторов в "Севкабеле" немного изменился. По словам Алексея Онацко, несколько офисов и студий приняли решение покинуть проект, но это были единичные случаи. "В основном мы стараемся сохранить резидентов, где это возможно. Впрочем, есть ощущение, что временно освободившиеся площади не будут долго пустовать", — отметил собеседник.

К вопросу предоставления льгот своим резидентам на время карантина в "Севкабеле" подходили индивидуально, исходя из того, какой у арендатора пространства бизнес, насколько сильно на него оказала влияние пандемия коронавируса, какова была история отношений резидента с управляющей компанией, есть ли совместные проекты или планы, а также того, насколько этот бизнес актуален для концепции пространства. При этом, добавил Онацко, самому "Севкабель Порту" городские власти никаких экономических льгот не предоставили.

"Мы стараемся вырабатывать win-win-решения. Где-то это отсрочки арендных платежей, где-то переход на уплату процента от оборота, где-то скидки, где-то бартер на необходимые проекту услуги и т. д.", — подчеркнул он.

Artplay, в свою очередь, пришлось принимать антикризисные меры только в Москве, потому что пространство в Петербурге с мая не функционирует. "Наша политика как управляющей компании состоит в своевременном реагировании на кризисные явления. Ещё до введения карантина в Москве мы объявили о готовности работать с каждым из арендаторов в индивидуальном порядке и до сих пор идём на уступки добросовестным компаниям, непосредственно пострадавшим от введённых ограничений. При этом о снижении платёжной дисциплины в перспективе речи не идёт. С небольшим процентом арендаторов мы завершили сотрудничество — речь о компаниях, отличавшихся неустойчивостью и неважной финансовой дисциплиной ещё до кризиса. Меры поддержки в отношении подобных проектов, к сожалению, бессильны. Тем более что новые запросы на аренду помещений как поступали, так и поступают", — поделились в компании.

Кластеры выживут

Эксперты и сами представители творческих пространств сходятся в том, что этот вид бизнеса обладает хорошей антикризисной устойчивостью.

"Преимущество креативных кластеров перед другими объектами недвижимости при подобного рода кризисах заключается в высокой диверсификации состава арендаторов. На территории Artplay в Москве, например, располагаются офисы, шоурумы для архитекторов и в области дизайна интерьера, образовательные учреждения, заведения общепита и другие предприятия. Среди резидентов есть не только архитектурные и дизайнерские бюро, но и, например, компании, специализирующиеся в сфере IT и зарабатывающие в интернете. В долгосрочной перспективе кто-то от кризиса потеряет, а кто-то выиграет", — рассказали в компании.

Куратор "Севкабеля" Алексей Онацко, в свою очередь, считает, что, если обстоятельства с коронавирусом сложатся удачно и не будут введены новые ограничения, у этого рынка есть все шансы на довольно быстрое восстановление. Сам карантин в среднесрочной перспективе не окажет значительного влияния на дальнейшее развитие общественных пространств и современной городской среды.

Никита Рябинин, глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group, обратил внимание, что творческие пространства обычно занимают представители малого бизнеса, которые оказались в самом уязвимом положении в кризис, так как у них просто нет достаточной ресурсной базы, чтобы его пережить.

"Соответственно, можно ожидать ухода многих подобных игроков с рынка — не только в Петербурге, но и по всей России. Конечно, многое также зависит от собственников помещений: если они предоставляют отсрочки и льготы по арендной плате, шансы сохранить бизнес у арендаторов выше. При этом сами по себе творческие пространства вряд ли куда-то исчезнут: скорее всего, после полного снятия карантинных мер они снова откроются во всех городах, но многие уже с другими участниками, так как порог входа в эту сферу невысокий. Определённый удар по этому сегменту, конечно, нанесён, но у него хорошие шансы быстро восстановиться", — уверен эксперт.

Инвестиции в кластер

Девелоперы отмечают, что креативные пространства всё ещё остаются привлекательными для инвесторов, хотя их фактическая стоимость за время карантина снизилась. Кроме того, кризис пережили не все представители малого и среднего бизнеса, которые арендуют помещения в подобных кластерах, поэтому по итогам года эксперты ожидают увеличения вакансии на подобных территориях и снижения их арендного дохода.

"Полагаю, собственники таких объектов рассчитывают на полное восстановление их операционных показателей по завершении пандемии, в связи с чем не видят причин для того, чтобы ставки аренды для данных пространств не вернулись уже в этом году на докризисные уровни. Однако операторы не столь оптимистичны: последствия пандемии будут ощущаться как минимум на протяжении всего 2021 года, что будет отражаться на посещаемости и выручке таких пространств ещё довольно длительное время", — считает генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев.

Собеседник DP.RU отметил, что сфера творческих кластеров весьма динамична: после быстрого снижения она так же быстро отыграет свои показатели обратно. Однако ставки аренды, по его убеждению, будут восстанавливаться заметно дольше. "Инвестиции в креативные кластеры всё ещё могут быть выгодными, всё зависит от площадки, локации, концепции и эффективности менеджмента. Однако сейчас открывается окно возможностей не столько для открытия новых площадок, сколько для переосмысления, реконцепции и соответствующих инвестиций в существующие, работающие уже довольно длительное время без коренных изменений, — в то время как тренды, потребители и резиденты таких пространств меняются очень динамично", — резюмировал Косарев.

Карашаш Ногаева Все статьи автора
27 июня 2020, 08:02 13078
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама