Агрегаторы выходят из пике

технологии. Весной можно было наблюдать резкое снижение трафика медицинских сайтов–агрегаторов, но уже в мае они начали приходить в себя. Резкого роста рынка летом можно не ждать, однако востребованность частных клиник после пандемии начнет увеличиваться, а вслед за ней — и спрос на услуги агрегаторов.

Как отмечает генеральный директор портала "НаПоправку" Александр Печерский, резкий спад спроса стал заметен в конце марта и в начале апреля: компания зафиксировала двукратное снижение относительно начала года. Руководитель "ПроДокторов" Сергей Федосов говорит, что тяжелее всего приходилось клиникам в апреле. В Петербурге наблюдалось резкое снижение уровня посещения агрегатора — 5,4 млн пользователей против 7,4 млн посетителей в том же месяце 2019 года.
Во время пандемии многие клиники либо поставили на "стоп" свою деятельность, либо сильно сократили входящий поток. "Пациенты же продолжали искать информацию о врачах, оставлять отзывы — у них появилось больше времени погрузиться в свой нерешенный медицинский вопрос или более внимательно выбрать врача", — говорит руководитель агрегатора. Что касается "ковидных" услуг, то, по данным "НаПоправку", спрос на них был высоким и у клиник, и у агрегаторов.
Многие государственные больницы переоборудованы в COVID–центры, а это большой сегмент рынка. Как замечает Александр Печерский, не все врачи сейчас принимают в привычных для их пациентов клиниках, а раз нет "своего" врача, то пациенты откладывают посещение.
Александр Печерский говорит, что частная медицина в период пандемии сокращает маркетинговые бюджеты и отказывается от платных каналов продвижения. Частные клиники же утверждают обратное: несмотря на отток пациентов, расходы на продвижение через агрегаторы сокращены не были. "Если говорить в процентном отношении, то никакого уменьшения доли расходов на привлечение аудитории через агрегаторы не произошло. Скорее наоборот, мы постарались добавить на эти площадки информацию об актуальных во время пандемии услугах", — говорит Мария Маслоченко, начальник отдела интернет–маркетинга холдинга "СМ–Клиника". Однако, по ее словам, общую картину это не изменило: при плановых обращениях приходится переориентировать пациента на вызов врача на дом и другие дистанционные услуги, что влияет на количество клиентов.
Директор по стратегическому планированию клиник "МЕДИ" Максим Шадрин сообщает, что намеренно расходы на агрегаторы не снижались. Однако базис ценообразования агрегаторов — оплата за каждого записавшегося пациента. Соответственно, расходы клиник и доходы агрегаторов в самоизоляционный период уменьшились автоматически из–за снижения спроса.
По мнению Максима Шадрина, в алгоритме взаимодействия клиник и агрегаторов после кризиса вряд ли что–то изменится. "Некоторым пациентам пользоваться агрегатором удобнее, чем искать информацию на официальных сайтах клиник. К тому же сайты–агрегаторы, как правило, занимают высокие позиции в поисковой выдаче по ключевым медицинским запросам, что позволяет им иметь неплохой трафик", — говорит он.
С ослаблением ограничений показатели агрегаторов пошли вверх. В "НаПоправку" отметили небольшой рост спроса, однако резкого скачка после отмены ограничений Александр Печерский не ждет, так как "люди все еще боятся заразиться". "ПроДокторов" сообщает, что в мае вырос интерес к привлечению пациентов со стороны клиник, которые уже пережили карантин. "По нашим прогнозам, в июле драйвером выступит отложенный спрос и сохраняющиеся из–за COVID–19 ограничения на оказание помощи в государственном сегменте здравоохранения", — говорит Сергей Федосов.