В Петербурге предпринимается очередная попытка создания сети специализированных рыбных магазинов. Несмотря на то что целый ряд предыдущих попыток потерпел фиаско, для предпринимателей это становится чем-то вроде идеи фикс.
Петербуржец Анатолий Вавилов зарегистрировал товарный знак "Сеть магазинов Рыбная лавка" по классам различных морепродуктов, а также торговли (свидетельство о регистрации выдано Роспатентом).
В сентябре 2019 года человек с такими же фамилией, именем и отчеством стал в Петербурге единственным учредителем ООО "Развитие" с основным видом деятельности "торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах". Ещё раньше он создал ИП в сфере оптовой торговли пищевыми продуктами.
Попытки создания специализированных сетей по продаже рыбы и морепродуктов предпринимаются в Петербурге с завидной регулярностью. Некоторые из них лоббировались на самом высоком уровне, что, однако, не спасало их от фиаско.
Так, например, в 2009 году создание федеральной сети магазинов "Океан" анонсировал глава Росрыболовства Андрей Крайний. Первый магазин открылся в том же году в Петербурге с участием губернатора города Валентины Матвиенко. Рыбной торговлей решили заняться трое предпринимателей, ранее специализировавшихся на строительстве. Их хватило менее чем на год — магазин закрылся из-за нерентабельности.
Но уже в 2010 году свой "Океан" открыл в Петербурге датский рыбный холдинг Talex. Вскоре сеть выросла до трёх торговых точек. Ей удалось проработать чуть дольше, однако и она закрылась в 2013 году.
В 2016 году группа рестораторов открыла рыбное бистро "Фьорд" на ул. Марата, 13. Они также целились на сеть заведений, но закрыли проект в 2017 году.
Ещё целый ряд проектов остался лишь на бумаге. Так, в 2015 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, встречаясь с губернатором Архангельской области Игорем Орловым, говорил о возможности прихода в Северную столицу архангельской рыботорговой сети. Однако этого не произошло.
Ожидали в Петербурге и появления одного из рыбных магазинов ФГУП "Нацрыбресурс". Они работают в Калининграде, Мурманске, а также городах Дальнего Востока. До Петербурга сеть пока что не добралась.
Впрочем, несколько лет назад в Петербурге появилась сеть магазинов "Камчатка", специализирующаяся на рыбных деликатесах. Этот проект родом из Краснодара развивается по франшизе. В Северной столице до недавнего времени работали три магазина, сейчас функционируют только два.
"На мой взгляд, шансы специализированных рыбных магазинов сейчас невелики, — комментирует председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков. — На сегодняшний день город у нас перенасыщен продовольственной торговлей, в первую очередь за счёт торговых сетей. Плюс ко всему сейчас в результате обвала рубля и в результате коронавирусных ограничений настолько просела экономика, что народ банально нищ".
По его мнению, наибольшие шансы у заведений с очень узкой специализацией и уникальным ассортиментом. "Когда мы говорим о повседневной еде, людям некогда бегать по разным местам. Им нужно, чтобы всё было рядом. Понятно, что будут любители, но они не дадут необходимый трафик, и, соответственно, это будет нерентабельно", — говорит Алексей Третьяков.
Ещё один удар по рыбным магазинам намерен нанести Роспотребнадзор. На днях он опубликовал проект поправок к правилам торговли, запрещающий продажу рыбы в жилых домах.