Убытки малого гостиничного бизнеса за время пандемии — колоссальные. Многие отели полностью остановили деятельность, соцсети пестрят мертвыми страницами петербургских гостиниц. Но выжившие перепрофилировали бизнес, а некоторые уже строят планы на будущее.
По данным консалтингового агентства Rusland SP Hospitality, плановая выручка отелей в Петербурге обычно составляет 167,7 млн в день, однако сейчас загрузка снизилась до 15%, а средний чек упал с 8 тыс. рублей до 1,5 тыс. Сегодня отели Петербурга генерируют только 1,5 млн рублей в сутки.
Исполнительный директор Ассоциации малых гостиниц Санкт–Петербурга Татьяна Синькова говорит, что более–менее на плаву остались те, кому удалось договориться с собственниками о снижении арендной платы либо о предоставлении арендных каникул. "Остальным же приходилось работать с загрузкой максимум 10–12%, чего зачастую не хватало даже на аренду помещения", — сообщает она.
Владелец сети отелей и хостелов "Друзья" Сергей Морев говорит, что для его компании прямые убытки составляют около 10 млн рублей ежемесячно. "С мая по август мы зарабатываем на весь год, поэтому недополученная прибыль в разы больше", — отмечает он. Соучредитель отеля Wynwood Эдуард Эмдин рассказал "ДП", что убытки компании примерно равны ее годовому обороту.
Как отмечает Синькова, проблема еще и в том, что кроме текущих трат отельеры должны были возвращать денежные средства за те оплаченные заранее брони, которые пришлись на период пандемии: не всегда удавалось уговорить гостей на перенос дат. Эмдин подтверждает: компания ожидала прибыльный сезон, однако сейчас они вынуждены вернуть значительную часть полученных средств.
Владельцы бизнеса ищут выход из сложившейся ситуации.
Самым популярным антикризисным решением среди опрошенных "ДП" предпринимателей стал переход на долгосрочную сдачу номеров. Как отмечает Синькова, на рынке наблюдалась практика "перепрофилирования" — отели предлагали гостям проводить самоизоляцию в гостиницах.
Совладелец сети апарт–отелей Travelto Артур Подребенников говорит, что у компании был план на такой случай: "Если раньше мы ориентировались в основном на приезжих, то теперь начали предлагать горожанам долгосрочную аренду с дополнительными сервисами, среди которых уборка, доставка продуктов, заказ такси и прочее".
Подребенников приводит пример: студия, сданная в долгосрочную аренду, приносит около 20 тыс. рублей в месяц, а если сдавать ее посуточно, то можно заработать до 50 тыс. в месяц. То есть доход сократился больше чем вдвое, но все же он позволил сохранить бизнес.
Wynwood предлагал клиентам переезжать в отель, если они устали сидеть дома, а также снизил цены. Компания даже безвозмездно предоставляла номера для репетиций музыкантов. Проект Bauhaus Hostel на рынке всего год, поэтому, как говорит менеджер по развитию хостела Екатерина Никитина, команда очень рассчитывала на нынешний туристический сезон. "Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, мы провели это время с пользой: занимались сайтом, поменяли его дизайн и концепцию, сделали новые фотографии, нашли дополнительные источники размещения, проанализировали рынок, автоматизировали внутренние системы учета, сделали небольшой апгрейд в хостеле, выработали стратегию своих действий", — говорит она.
Людмила Фролова, руководитель агентства Rusland SP Hospitality, считает, что постепенное увеличение загрузки отелей начнется не раньше осени за счет возобновления бизнес–активности и MICE–туризма. "В сентябре–октябре можно ожидать увеличения средней загрузки до 35%. К концу года она может вырасти до 45%", — прогнозирует эксперт.