Каждая вторая — подержанная: машины с пробегом спасают автомобилистов

Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Рынок подержанных автомобилей в Петербурге упал не так сильно, как новых. На фоне закрытых автосалонов люди по-прежнему покупают машины друг у друга. Но в то, что техника с пробегом заменит петербуржцам новые авто, представители автобизнеса поверить пока не готовы.

В апреле 2020 года в Петербурге было продано 7003 подержанных автомобиля. Это на 51% меньше, чем за тот же месяц год назад, сообщили dp.ru в агентстве "Автостат". Лидерами продаж стали модели Ford Focus, Volkswagen Polo, Skoda Oktavia, KIA Rio, Hyundai Solaris, то есть те же самые, что лидируют и в рейтингах продаж новых авто.
Как продавались в Петербурге в апреле новые машины, ранее подсчитал "Auto-Dealer-СПб". Сообщалось о продажах 3208 автомобилей, что на 72% ниже, чем в апреле 2019 года. Таким образом, получается, что на одну новую машину пришлись две подержанные.
По итогам 2019 года соотношение было примерно одна к полутора. В прошлом году снижался весь петербургский авторынок, но если первичный потерял 10%, то вторичный — 16%.
Ведущий эксперт "Auto-Dealer-СПб" Евгений Еськов считает итоги апреля ожидаемыми. "Если автосалонам было запрещено полноценно работать, то продажи подержанных автомобилей через интернет-площадки продолжались", — объясняет он.
Директор ГК "Автопремиум" Алексей Николаев говорит, что по его компании (она продаёт как новые, так и подержанные автомобили) соотношение потерь примерно такое же. Однако он не считает, что потенциальные покупатели новых машин стали отдавать предпочтение подержанным. По его мнению, они просто отложили покупку, дожидаясь окончания кризиса.
"Миграция покупателей из сегмента новых автомобилей в сегмент подержанных может быть, но это, скорее, единичные случаи. О массовом перетоке вряд ли можно говорить", — соглашается Евгений Еськов.
Между тем сервис "Авито авто" ранее сообщил, что в начале мая спрос на подержанные машины вернулся на докризисный уровень. При этом начали расти цены, по которым их выставляют продавцы. Это происходит на фоне не только коронавирусных ограничений, но и роста цен на новые автомобили, связанного с падением рубля. Поэтому не факт, что открытие автосалонов в Петербурге приведёт к быстрому восстановлению первичного авторынка.
"Я думаю, так же будет всё сохраняться, в тех же пропорциях, в последующие 2–3 месяца", — говорит Алексей Николаев.
"Какой-то отложенный спрос будет. Плюс у дилеров есть ещё запас машин по старым ценам. Но покупательная способность людей уже не будет такой, как полгода назад, — рассуждает Евгений Еськов. — В 2020 году мы ожидаем падения рынка не менее 30%. Даже в какой-нибудь один месяц достичь прошлогодних объёмов будет сложно. А в режиме дистанционных продаж падение будет составлять от 60%".
Впрочем, в одном из сегментов авторынка новые машины в апреле держались лучше, чем подержанные. Речь идёт о премиум-сегменте. "Продажи Porsche просели максимум на 10% к прошлому году", — приводит пример региональный директор АО "Автодом" по Петербургу Евгений Войтенков. При этом продажи подержанных автомобилей в его компаниях снизились на 30–40%. Евгений Войтенков объясняет это тем, что человек, привыкший покупать новые автомобили за 10–20 млн рублей, не будет смотреть в сторону подержанных аналогов. "Этот человек будет очень тяжело переживать, если не сможет купить новую модель Mercedes-Benz S-класса, на которую у него не будет денег. Но я не думаю, что он купит старый S-класс. Он купит E-класс (младшая модель Mercedes. — Ред.), но всё-таки новый", — говорит региональный директор "Автодома".