"С каждым днём становится страшнее": книготорговля в период пандемии

Коллаж Алены Марченко, фото: vostock-photo

СССР в официальной риторике когда-то называли "самой читающей страной в мире". К сожалению, Россия на этот статус даже не претендует - то, что в книжной отрасли давно есть проблемы, регулярно отмечают все эксперты рынка. Особенно эта тема стала горячей в последние годы, когда традиционные печатные книги начали активно отступать перед электронными изданиями. При этом, в отличие от большинства стран, заботящихся и о культурном развитии населения, и о внешнем имидже - поэтому активно поддерживающих своих авторов, издателей и распространителей книг - российские власти до сих пор не особенно уделяли этой сфере должное внимание.

Пандемический удар по книготорговле

Когда в стране был объявлен режим самоизоляции из-за коронавируса, некоторые эксперты предполагали, что в этот период россияне активно начнут читать - как минимум, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся в результате запрета многих других сфер развлечений. Но вскоре выяснилось, что книги не попали в список товаров первой необходимости - как, например, алкоголь.
Разумеется, в первую очередь в период самоизоляции под ударом оказались именно книжные магазины, не работающие в привычном формате уже более двух месяцев. И даже несмотря на то, что они оперативно перешли на формат онлайн-продаж, это не стало спасением для них. Конкуренцию с привычными крупными сервисами им выдерживать крайне сложно.
"Продажи по приблизительной оценке упали на 80%. Всё-таки магазин наш изначально оффлайн-формата и конкурировать с гигантами на давно поделенном онлайн-рынке практически невозможно, - делится Любовь Беляцкая, основатель книжного магазина "Все свободны". - Наша аудитория продолжает читать и покупать книги, но все же наши гости привыкли сперва посмотреть то, что покупают. И общая нестабильная экономическая ситуация также сказывается на спросе, который продолжает падать".
Согласен с ней и Михаил Иванов, совладелец магазина "Подписные издания". По его словам, лояльные покупатели магазина действительно переместились из оффлайна в онлайн, но при этом магазин все равно еле-еле вышел на 40% от прежнего оборота. "Что касается мнения, будто люди в карантин стали больше читать, – оно ошибочно, - добавляет он. - У всех крупных специализированных книжных продажи упали и в интернет-каналах тоже".
Ситуация осложняется и тем, что не все книжные были заранее готовы к изменению принципов своей работы. "Онлайн-площадку мы открыли буквально за неделю до объявления карантина, чуть ли не в тестовом режиме – и в срочном порядке доделывали до приемлемого состояния, - поделилась Анастасия Сопикова, генеральный директор магазина "Во весь голос". - Сейчас она работает хорошо, у нас есть заказы – но, разумеется, объемы продаж несравнимы с прежними в торговом зале". По ее словам, книжный магазин – прежде всего источник информации, люди приходят, чтобы узнать новости, что где вышло, что сейчас читают, о чем говорят. Они хотят, чтобы им помогли сделать выбор – а в режиме интернет-магазина такой обмен информацией невозможен. По оценкам Анастасии Сопиковой, продажи в магазине сейчас составляют 10–20% от привычных цифр.
Стоит отметить, что в результате ситуации пострадали не только небольшие книжные магазины, но и крупные сети. "Мы сотрудничаем со службами доставки, которые соблюдают необходимые меры безопасности: курьеры приезжают в масках и перчатках, держатся на безопасном расстоянии, а оплату мы рекомендуем производить на сайте, чтобы минимизировать контакты, - говорит Дмитрий Репин, генеральный директор книжной сети «Буквоед». - Мы сделали курьерскую доставку бесплатной, но всплеска продаж не наблюдаем – у наших покупателей нет привычки заказывать книги онлайн, все ждут открытия магазинов у себя в городе".

Издатели вносят коррективы

Очевидно, что эта ситуация затронула не только продавцов, но и издательства, и систему распространения книг. Результат ограничения книготорговли в период изоляции оказался вполне предсказуемым, и скажется он не только на сегодняшнем дне - сейчас большинство издательств "замораживают" выпуск новых книг. В чуть более дальней перспективе это неминуемо скажется и на стоимости книг, которая не может не возрасти, при том, что и сейчас порой слышны жалобы на их слишком высокую стоимость.
По данным руководства издательской группы "Эксмо-АСТ" - крупнейшего издательства страны - в Москве и Петербурге последствия обвала в этот период не так сильно ощущаются, в основном за счет продаж через e-com. "В двух мегаполисах сосредоточено ядро читающего населения, поэтому снижение объема продаж в Москве и Санкт-Петербурге существенно, но не столь катастрофично, как в регионах России, - говорит Олег Новиков, президент «Эксмо-АСТ» - И падение покупательской способности в регионах куда сильнее. В целом же ситуация на книжном рынке непростая. Испытывают сложности все участники рынка и в первую очередь – предприятия розничной торговли, но также и издатели, типографии, писатели". Выпуск книг, по словам Олега Новикова, сокращен почти в половину, а объемы продаж снизились более, чем на 70%.
"К сожалению, издатели, в большинстве, констатируют колоссальные убытки из-за закрытия книжных офлайн-магазинов, - добавляет Никита Аверин, СКО компании "Литмаркет". С ним согласна и Анна Титова, исполнительный директор издательского дома "Питер": "За прошедшие пару месяцев самоизоляции продажи печатных книг нашего издательства уменьшились примерно на 30%. - Нам пришлось внести определенные коррективы и в издательский план – далее мы будем смотреть по ситуации и печатать только то, в чем уверены. А именно: продолжение успешных проектов и звездных авторов. Нам также пришлось заморозить проекты, по которым были сомнения, потому что в условиях резкого снижения покупательской способности нет уверенности, что эти эксперименты кому-нибудь будут нужны".
По словам Александра Прокоповича, главного редактора издательства "Астрель-СПб", книжный рынок еще жив, несмотря на происходящее. "Авторы пишут, редакции готовят оригинал-макеты, часть типографий работает. Но классические магазины закрыты, поэтому сейчас доход обеспечивают только магазины с доставкой и цифровые версии книг". По его данным, продажи книг упали минимум на 70%. "Есть два фактора - закрытие традиционных книжных и падение доходов покупателей. И, если открыть магазины будет достаточно легко, и зависит только от прекращения карантина, то поднять доходы читателей - та еще задача".

Книга на пороге

Действительно, почти все эксперты, с которыми разговаривал "ДП", отмечают, что продажи книг через интернет не помогают кардинально решить ситуацию. Заказ печатных изданий в этот период, несмотря на ожидания, вырос незначительно. Причину большинство из спикеров видят в том, что сегодняшнее тревожное состояние у жителей страны и снижение доходов заставляют россиян откладывать покупку книг на "когда-нибудь потом".
"Сейчас многие находятся в состоянии паники, плюс кризис, плюс потеря рабочих мест – и, конечно, большинству в этой ситуации будет не до книг", - говорит Анастасия Сопикова. - Поэтому мне кажется, что такое занятие, как чтение – которое требует какого-никакого спокойствия и сосредоточенности – на время ощутимо утратило популярность".
"Проблема не в методе доставки, а в том, что огромное количество читателей сейчас озадачены тратами на еду, кредиты, жилье, - согласен с ней Александр Прокопович. - Пока товаром первой необходимости книга является не для всех. Конечно, у интернет-магазинов поднялись продажи, но не у всех и не настолько, чтобы это как-то компенсировало общее падение". По его мнению, покупатели предпочитают брать книги в интернет-магазинах, где они могут купить и другие товары - от туалетной бумаги до масок. Это и экономия на стоимости доставки и просто логистика - не нужно заходить на какой-то сайт отдельно, жать лишнюю кнопку.
Чуть более оптимистично относится к ситуации Никита Аверин: "Относительно онлайн продажах бумажных книг в специализированных магазинах, то здесь наблюдается подъем относительно показателей апреля-мая прошлого года. Стоит отдельно отметить увеличение онлайн-продаж книг у компаний, для которых литература не является основным товаром: WildBerries, Ozon.ru и сеть магазинов "Пятёрочка".
С этим согласен и Михаил Иванов, который считает, что единственное место, где продажи книг «растут» – неспециализированные маркетплейсы. "Но важно понимать, онлайн – это все-равно максимум 35% рынка, магазины на земле все же составляли 65% оборота всего рынка, как раз на столько и упали все издательства России".
"В интернет-магазин обращаются уже с целевым запросом и на него приходится около 10% продаж, в то время как только офлайн формат способен в полной мере реализовывать основную функцию книжного магазина – это пропаганда чтения и прививание любви к книгам", - уверен Дмитрий Репин.

На экране все иначе

И если с продажами традиционных печатных книг положение действительно кажется критичным, то вполне можно ожидать, что в период, когда люди вынужденно осваивают все больше онлайн-сервисов, должен был произойти существенный рывок в сфере продаж электронных книг. Аналитики рынка согласны, что рост есть - но насколько он может в целом положительно повлиять на происходящее?
Рост продаж электронных отмечает Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес». Кстати, по его данным, Северная столица и Ленобласть все еще сохраняют за собой статус одного из самых читающих регионов. "В крупнейшем книжном сервисе по подписке - сервисе MyBook - покупки из Петербурга и Ленинградской области в первом квартале 2020 составили 17% от общего числа продаж и выросли в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года".
В целом пользователей MyBook за период карантина стало на 194% больше по количеству регистраций в сравнении с весной прошлого года, а выручка выросла почти в 2 раза. Прирост же новых покупателей в сервисе ЛитРес во время карантина составил в среднем 52%. А самый высокий рост показывают продажи аудиокниг в мобильном приложении «ЛитРес: Слушай!» - на платформе Android рост составил 90%, а на iOS — 68%. Посещаемость сайта litres.ru в апреле выросла на 49% в сравнении с апрелем прошлого года и составила более 25,3 млн пользователей.
В то же время, по данным, озвученным Анной Титовой, рост продаж электронных книг действительно есть, но в издательстве "Питер" он составляет около 15%. Похожие цифры называет и Олег Новиков: "Рост объема продаж цифровых книг отмечается на уровне 15%. Однако общая доля электронных и аудиокниг не превышает 7% от общего объема рынка".
"Если говорить о сегменте продаж электронных и аудиокниг, то и у нас, и у наших коллег наблюдается заметный рост посещаемости и продаж, хотя не такой впечатляющий, как можно было бы предполагать, - уточняет Никита Аверин. - Дело в том, что в связи с сопутствующим ухудшением финансового состояния россиян, многие предпочитают максимально экономить; в первую очередь - на развлечениях. Отсюда наибольший рост трафика на сайты с пиратскими библиотеками и сервисы, предоставляющие доступ ко всему своему ассортименту книг по подписной модели".

Чем же все это закончится?

Прогнозы, как именно выйдет книжная отрасль, в целом неутешительные. В этой сфере и до этого ситуацию сложно было назвать радужной, сейчас же ожидания в целом носят достаточно пессимистический характер. Особенно с учетом того, что никакой значимой поддержки эта отрасль со стороны государства и ранее не получала, несмотря на ее очевидную значимость.
"Сейчас созданы все предпосылки для того, чтобы в России был сокращен выпуск книг, а средняя цена существенно возросла, - добавляет Олег Новиков. – Дальнейший ход событий будет зависеть от множества факторов. Основное – это сроки открытия книжных, реальные меры государственной поддержки и общая экономическая ситуация".
"Главная проблема не в самой ситуации с карантином, а в том, как книжный бизнес выйдет из кризиса, уверен Александр Прокопович. - Сколько магазинов и издательств смогут снова начать свою работу". Схожего мнения придерживается и Любовь Беляцкая: "Новые книги продолжают выходить, и это несомненно радует. Но с каждым днём становится всё страшнее, если честно. Даже если в ближайшее время нам разрешат открыться - на восстановление прежних объёмов продаж уйдёт не один месяц. Всему локальному бизнесу требуется реальная помощь государства".
"Думаю, даже после снятия режима самоизоляции в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах России, мы недосчитаемся огромного числа стационарных книжных, - добавляет Никита Аверин. - Будем надеяться на поддержку со стороны государства, особенно для частных независимых книжных магазинов".
А Дмитрий Репин рассказал, что руководство сети старается сейчас сохранить все "Буквоеды" и рабочие места в них, но, чтобы это было возможно, нужно открыть сеть как можно раньше. И, по его словам, книжная сфера очень ждет поддержки от государства, чтобы максимально сохранить книжные магазины, инфраструктуру отрасли, которая создавалась десятилетиями. "Книжный магазин – это точка входа в категорию, то место, в котором читатели активнее всего взаимодействуют с книгой, знакомятся с авторами и определяются с выбором. Нам необходимо восстановить трафик в магазины и товарооборот, чтобы издательства могли возобновить свою работу, размещать заказы в типографиях и выпускать новые тиражи книг, выплачивать гонорары авторам и зарплаты сотрудникам. Только так мы можем поднять нашу отрасль".