Сокращение рабочих мест — неизбежное следствие оптимизации расходов предприятия в период кризиса и один из возможных способов остаться на плаву. Благодаря развитию IT-технологий многими процессами сегодня можно управлять удалённо, а некоторыми — и вовсе без участия человека. Правда, такие интеллектуальные платформы есть далеко не во всех сферах.
Бизнесу приходится адаптироваться под существующие реалии и открывать для себя новые модели работы. В первую очередь необходимо думать над тем, что можно отдать на аутсорсинг, оставив в штате только ключевых сотрудников, которые будут руководить процессами. В таможенном деле, например, платить лишний процент привлечённым специалистам ВЭД неоправданно. Да и риски осуществления этой деятельности уже давно не те, что были раньше. В текущих условиях компании всё чаще переходят на прямые поставки.
Введённые в связи с пандемией запреты и ограничения послужили катализатором для внедрения в бизнес-модели многих логистических компаний новых цифровых технологий. Их применение позволяет не только сэкономить на штате сотрудников, но и минимизировать таможенные платежи. Работая по такой схеме, можно увеличить прибыль вполне легально, не прибегая к "серому импорту".
В основе готовых решений лежат нейронные технологии и big data. Именно их использует сервис таможенного оформления "АйКастомс". Приложение адаптировано для работы на любом электронном устройстве, в том числе на смартфоне, что особенно актуально в режиме локдауна. Минимум контактов с коллегами и должностными лицами.
"Если вы импортируете товары на российский рынок, то неизбежно сталкиваетесь с проблемами оперативной доставки, высокими издержками и сложным общением с таможенными органами. Все манипуляции по таможенному оформлению, доставке грузов, логистику и ВЭД мы берём на себя. По сути, одна платформа может заменить работу целого отдела, выполняя функции менеджера, декларанта. Не нужно нанимать и таможенных аналитиков, чтобы заниматься описанием позиций для предоставления брокеру полной информации о грузе, для подбора кодов ТНВЭД", — рассказал "ДП" Владимир Аксёнов, генеральный директор "АйКастомс".
Пакет документов, который нужно подготовить перед прохождением таможенных формальностей, зависит от типа груза, целей ввоза и, конечно, таможенной процедуры. На улаживание всех формальностей может уйти не один день работы. Но этим не ограничивается бумажная волокита в логистической сфере. Выпуск товара с территории таможенного пункта также осуществляется на основании тщательно подготовленных документов. Электронная система документооборота значительно сокращает сроки подготовки договоров, счетов и актов, а главное, исключает человеческий фактор, что позволяет избежать ошибок, а в итоге и штрафов. Значительно облегчает процесс и оперативная работа информационной логистики: клиенту приходит пуш-уведомление об изменении статуса груза сразу после того, как инспектор нажал на кнопку, чтобы выпустить груз.
"Клиенты просто авторизуются в личном кабинете и получают доступ к своим заказам. Для начала работы нужен только инвойс. Таким образом, растаможивание становится предельно простой задачей. Мы успели зарекомендовать себя. На сегодняшний день с нами постоянно работают 144 клиента, на конец прошлого года через "АйКастомс" было обработано 3249 заказов, а 96 218 товарных позиций прошли ТО. Система практически закончена с точки зрения процессов и решений. Уже сейчас она свободно распознаёт более половины наименований, подлежащих декларированию", — пояснил Владимир Аксёнов.
И это вполне закономерно. Как и само появление в современном мире технологичных IT-платформ, AR- и VR-технологий, искусственного интеллекта, которые уже начинают вытеснять профессиональных работников в отдельных сферах.