Иван Ершов, Дарья Кильцова Все статьи автора
8 апреля 2020, 16:43 3241

Ждут ГЧП. Смольный намерен запустить пять частных трамвайных линий

Фото: Ермохин Сергей

Правительство Петербурга может пустить пять частных трамвайных линий по Пушкинскому району.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) еще в ноябре 2019 года представил для включения в новый Генплан проекты будущих трамвайных линий. Комиссия по внесению изменений в Генплан уже согласовала четыре маршрута: от микрорайона Славянка до будущего кампуса СПбГУ, от кампуса до Колпино, до "Экспофорума" и до города–спутника Южного, вдоль будущей Южной широтной магистрали до Софийской улицы. Единственная отклоненная заявка — трамвайная ветка от Волхонского шоссе до Пулково, однако в КРТИ отмечают, что подведомственный комитету Центр транспортного планирования еще раз подаст ее на публичных слушаниях по Генплану.

Газпромбанк рассказал застройщикам Петербурга о преимуществах ГЧП и проектного финансирования

Газпромбанк рассказал застройщикам Петербурга о преимуществах ГЧП и проектного финансирования

455

Проекты планируется реализовать на основе государственно–частного партнерства (ГЧП). Сроки реализации в Смольном не раскрывают, однако речь сейчас идет о начальных стадиях с невысокой степенью проработки. Активную работу комитет по инвестициям ведет пока только над двумя действующими трамвайными концессиями: "Чижик" в Красногвардейском районе (эксплуатационная стадия) и "Славянка" на юге Петербурга (инвестиционная). "Сопровождение новых проектов возможно только после того, как городом принимается решение о целесообразности их реализации с привлечением частных инвесторов", — прокомментировали в комитете. Пока что такие решения по проектам в Пушкинском районе не принимались. Нет и никаких документов по большей части веток, отмечают в КРТИ.

Далеко идущие планы

Маршрут от Славянки до будущего кампуса СПбГУ (планируется у Ям–Ижорского шоссе) задуман как продолжение проектируемой ветки скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка. Конкурс на его строительство еще весной 2018–го выиграла компания "БалтНедвижСервис" (совместное предприятие ГК "АБЗ–1" и АО "Газпромбанк"). По планам инвестора, к сентябрю 2023–го трамвай поедет от станции метро "Купчино" до Шушар, а через год — до Славянки. В комитете по инвестициям подчеркивают, что соглашением не предполагается продолжение линии до кампуса.

"Продление линии до кампуса не предусмотрено. Тем не менее техническая возможность продолжения ветки до него существует", — сказали "ДП" в пресс–службе ГК "АБЗ–1".

Соединение "Экспофорума" с Южным, к которому планируется протянуть метро, может быть инициативой "Экспофорума", чья транспортная доступность оставляет желать лучшего. По информации "ДП", комитет по инвестициям принимал участие в разработке предпроекта трассы до "Экспофорума" и Южного, однако решения пока не приняты. Отметим, что маршрут продолжения Кировско–Выборгской линии метро от "Проспекта Ветеранов" до Пулково, Южного и кампуса СПбГУ согласован для включения в Генплан.

Кому нужны трамвайные линии от Волхонского шоссе до Пулково и вдоль Южной широтной магистрали, непонятно. Вероятно, это задел на не очень близкое будущее. Некоторые эксперты полагают, что их внесением в Генплан все и закончится.

Придется в складчину. Трамвай до Кудрово поедет без концессии

Придется в складчину. Трамвай до Кудрово поедет без концессии

1037
Дарья Кильцова

Своими силами

Удивление у специалистов вызывают и сами направления, и необходимость механизма ГЧП.

"КРТИ не умеет класть рельсы и ставить системы приоритета движения, а энергетики — системы энергопитания? Должны уметь. Зачем за это платить бизнесменам? Бизнес сделает, но себе заплатит хорошие проценты", — полагает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. При этом опыт частного трамвая "Чижик" эксперт не считает успешным. По его мнению, город получил систему, не справляющуюся с пассажиропотоком: нужно было использовать не трех–, а пятизвенные или семизвенные трамваи. Из–за ошибок проекта кое–где трамвай едет медленнее, чем мог бы.

"Проект оборвал важные пассажирские связи, получился изолированный сегмент трамвайной системы, но самое плохое, что город вынужден нести расходы на перевозку пассажиров, не влезающих в “Чижик”. Все это законсервировали аж на 30 лет. И что, еще плодить подобные системы?" — вопрошает Горев.

По чугунке

Ряд экспертов недоумевают, почему Пушкинский район решили сделать трамвайным — там есть железная дорога. "Строить трамвай нужно, только когда нельзя эффективно использовать действующие железнодорожные линии, организуя к ним подвоз пассажиров, — говорит эксперт транспортного развития территорий ИТП “Урбаника” Илья Резников. — Учитывая планы города и РЖД на эту тему (о линиях внутригородских электричек. — Ред.), трамвай в Славянку, Южный, Петергоф, аэропорт Пулково не особенно актуален. Исключение — линия от метро “Шушары” в Колпино (старый проект Смольного. — Ред.). И не потому, что на Московском ж/д направлении, проходящем через Колпино, нельзя построить доппуть для электричек (такие планы тоже есть). А потому, что метро “Шушары” уже есть и нужно как–то привезти к этой станции пассажиров. Хотя необязательно именно трамваем".

Андрей Горев убежден, что везти людей только до метро — устаревший подход, важна интегрированная трамвайная сеть. Например, возможность доехать с юго–запада не только до Автово, но и до Сенной.

В целом транспортные эксперты сходятся, что лучше бы в городе построили давно запланированные трамвайные линии. Одна из которых — как раз ветка Колпино — Шушары. Проект уже готов, но нет денег на проектирование депо, без которого не пройти экспертизу.

Еще одна линия, по заявке КРТИ включенная в Генплан, — от Пулково до "Купчино". Ее хотели построить еще к ЧМ–2018. В 2014–м разработали проект, стоимость оценили в 12,5 млрд рублей. Спустя 2 года началась подготовка территории, однако инвестора город так и не нашел.

По мнению эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, из всех проектов наиболее реальным выглядит именно ветка до Пулково от метро "Купчино", но только в увязке с проектом трамвая Купчино — Шушары — Славянка. Тогда она станет ответвлением основного маршрута.

С ним согласен и Андрей Горев. "В аэропорт необходимо сделать ответвление от линии Купчино — Славянка по коридору, зарезервированному для мифического аэроэкспресса: эта связь улучшит транспортное обслуживание аэропорта и экономику проекта “Купчино — Славянка”", — считает он.

Без инвесторов

В проекте Генплана есть практически все линии, запланированные еще в Отраслевой схеме развития объектов транспортной инфраструктуры наземного пассажирского транспорта 2011 года. Нет только важной связки в центре: от Лиговского пр. по ул. Жуковского до Литейного и по 2–й Советской до Исполкомской ул. Но если дело дойдет до реализации планов, городу, скорее всего, стоит рассчитывать на себя.

"После всех сложностей с “Чижиком”, когда только с передачей земли было сколько проблем, а также с учетом далеко не самого приоритетного отношения Петербурга к общественному транспорту есть большие сомнения в появлении инвесторов, таких как ЛСР, готовых вкладываться в транспортные ГЧП в городе. Хорошего в обозримом будущем ожидать не приходится, ведь бюджет явно серьезно похудеет после борьбы с коронавирусом", — считает Валдин.

Кстати, Смольный уже подумывает снять финансирование с транспортной реформы, а также готовит перечень дорожных объектов, реализацию которых можно отложить.

Проекты общественного транспорта сегодня не лидеры на рынке ГЧП, но они есть и набирают силу. Мы ожидаем, что ГЧП–проекты станут одной из точек роста в развитии рынка. Они интересны инвесторам, если имеют хорошую доходность и приемлемый уровень риска.Ключевые их риски — спроса и срока реализации. Земельные и градостроительные риски здесь не основные, и, как правило, за них отвечает регион (концедент). Со стороны региона важно закрыть риск недостаточного спроса. Нивелировать его позволяет минимальный гарантированный доход (МГД).Некоторые регионы заявляют о намерении перестать предоставлять МГД. Считаю эту позицию неправильной, ведь инвестора вынуждают "закладываться" на этот риск — стоимость инвестиций для региона возрастает. При МГД выигрывают все стороны: инвестор получает проект с меньшим риском, регион — инвестиции дешевле, стоимость услуги (проезда на транспорте) для конечного потребителя снижается.
Феликс Блинов
Генеральный Директор инвестиционной группы "РВМ Капитал"
Реализация проекта города–спутника Южного и второго кампуса Университета ИТМО, который построят на территории проекта "ИТМО Хайпарк", позволит исправить сложную транспортную ситуацию в южной части агломерации и обеспечить необходимый резерв пропускной способности основных магистралей, запустив современный общественный транспорт. Федеральный проект "ИТМО Хайпарк" должен быть обеспечен транспортом, как и должна быть обеспечена мобильность студентов и сотрудников университета, жителей Южного, Пушкина, посетителей конгрессного центра.
Сергей Хромов
Генеральный Директор ООО "Город–спутник Южный"
Южная планировочная зона Петербурга предполагает активное развитие в ближайшие 10–25 лет. Основные проекты здесь: "Экспофорум", город–спутник Южный и "ИТМО Хайпарк", территория "Детскосельского" и новый кампус СПбГУ. В Генплане нужно сформировать транспортный каркас для этих территорий, и ЛРТ здесь — один из наиболее эффективных видов транспорта.Из пяти линий пока актуальны и возможны к реализации две: продление линии Купчино — Славянка до кампуса СПбГУ и линия до КВЦ "Экспофорум" и Южного.
Леван Харазов
Генеральный Директор ООО "БКН–Девелопмент"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама