Петербургский преподаватель церковнославянского зарабатывает на русском Средневековье. В центре исследований "Зело" учебники соседствуют со стикерами с демонами, мравольвом и другими "зверями дивными".
Культурологи Николай и Мария Буцких основали центр исследований древнерусской культуры, официально стартовавший в 2019–м. Здесь объединено все, чем супруги занимались и прежде: курсы церковнославянского языка, лекции и др.
Проект стал и коммерческим, и просветительским. Помимо мерча с изображением забавных тварей продается учебник, проводятся платные лекции и курсы. На сайте центра предлагаются познавательный блог, переводы древнерусских литературных памятников, публикации по медиевистике.
"Для такой тематики проект весьма успешен, — говорит Николай, — но по меркам бизнеса доход не очень большой". "Зело" приносит от 150 тыс. до 500 тыс. рублей в месяц — в зависимости от количества мероприятий и выпуска новой продукции. Вложений в бизнес супруги почти не делали: "У нас были только собственные время и силы. Мы почти не вкладывались в рекламу, оплату аренды нам обеспечивали записавшиеся на курсы, издание продукции было возможно благодаря краудфандингу". Прибыль формируется в основном из продаж (учебник и мерч), но иногда доход приносит проведение образовательных программ.
По мнению Никиты Алексеева, видеоблогера и популяризатора языкознания (90 тыс. подписчиков), тематика русского Средневековья не получит массового распространения. "Есть люди, которые этим интересуются, но я бы не сказал, что это очень популярная тема. Одно дело — русский язык, он всегда людям интересен, а другое — древние славянские. Они востребованы лишь среди узкого круга лиц", — говорит блогер. Кроме того, он считает, что интерес к русскому Средневековью сейчас идет на спад по сравнению с началом 2000–х — пиком интереса публики к древним славянам и, в частности, к неоязычеству.
С этим согласен и представитель Центра славянских культур Григорий Кириллов: "Изучение русского Средневековья и церковнославянского языка не самая востребованная часть гуманитарных наук, она выпадает даже из исторических дискуссий".
Но благодаря соцсетям сформировалась аудитория проекта. Суммарно "Зело" собрал более 30 тыс. подписчиков, а учебник церковнославянского издан на средства читателей.
По словам Николая Буцких, именно соцсети с бесплатным образовательным контентом обеспечивают основной приток покупателей. В будущем у "Зело" появится и YouTube–канал. Центр планирует расширять линейку мерча с древнерусскими изображениями и выпустить еще несколько книг.