В России доля женщин во главе топ-200 компаний составила только 6,5%

Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Основатель и генеральный директор Wildberries, лидер Forbes среди женщин Татьяна Бакальчук
В России женщины возглавляют каждую пятую компанию, однако среди руководителей топ-200 крупнейших российских компаний женщин лишь 6,5%. Проведенное агентством Deloitte исследование показало, что доля женщин-CEO в России снижается с ростом выручки компаний.
Как следует из отчета, доля женщин-руководителей в стране примерно в 4,5 раза выше средней по миру. В то же время по этому показателю Россия уступает Европе, где доля женщин на руководящих позициях в компаниях составляет 34,8%.
Самая высокая доля россиянок на посту руководителя наблюдается в небольших компаниях с выручкой менее 800 млн рублей в год, при этом в крупных компаниях она снижается до 12%, а в топ-200 крупнейших — падает до 6,5%. "Четко просматривается следующая взаимосвязь: чем больше объем выручки в компании, тем ниже процент женщин-CEO", — отмечают в Deloitte.
При этом в разных сегментах экономики доля женщин-CEO различается в несколько раз. Чаще всего женщины-руководители встречаются в сфере образования — они руководят почти 42% компаний в этой области, в сфере здравоохранения (39%), финансов (29%), ретейла (24%) и недвижимости (22%). Реже всего женщины руководят компаниями, которые работают в сфере добычи полезных ископаемых, госсекторе и сфере обеспечения безопасности (по 6%).
Женщины во всех случаях демонстрируют высокий уровень эффективности при управлении капиталом и валовой прибылью, а у возглавляемых женщинами микрокомпаний стабильно выше все финансовые показатели, следует из отчета. В небольших компаниях женщины-CEO демонстрируют в среднем лучшую, чем у мужчин, рентабельность продаж по валовой прибыли, однако меньшую эффективность по чистой прибыли.
Для средних и крупных компаний однозначный вывод о превосходстве того или иного пола сделать невозможно, отмечают в Deloitte. Причиной этого авторы исследования называют малое число женщин-CEO в таких компаниях, а также то, что на руководящий пост женщин в них часто назначают в стрессовых для компании условиях. Авторы исследования отмечают, что анализ гендерного влияния они проводили на основе кредитной истории и финансовых показателей компании с разбивкой по объему выручки беспрерывно в 2012–2017 годах.
"Можно предположить, что если гендерный разрыв среди руководителей компаний был бы уменьшен, то зависимость их финансовых и кредитных результатов от гендерного профиля руководителя также выровнялась бы. При текущем общем невысоком проценте достижения женщинами позиции генеральных директоров им приходится проходить очень жесткий отбор, благодаря чему они зачастую демонстрируют более высокие результаты деятельности компаний, несмотря на очевидные отличия в управленческих стилях", — отмечают в Deloitte.