Трансграничный шопинг. Беспошлинный лимит для ввоза товаров будут снижать и дальше

Автор фото: Ермохин Сергей

Государство намерено и дальше снижать беспошлинный лимит для ввоза товаров в Россию вплоть до 20 евро за один заказ.

Чтобы организовать собственный интернет–магазин в России, требуется три свободных дня, стартовый капитал 50 тыс. рублей, связи в китайских "фабричных" провинциях и запас терпения. В этом убедился 27–летний петербуржец Анатолий Шевелев. В прошлом году он вышел на предпринимательскую тропу и зарегистрировался в качестве продавца на одной из онлайн–площадок.
"Активнее всего петербуржцы скупают товары для дома — подушки–одеяла, подставки для ноутбуков и, простите, секс–игрушки. Продажи идут бойко — маржа как минимум 100%–ная", — рассказывает молодой предприниматель.
Секрет высокой рентабельности — бизнес–партнер, живущий в Китае. В свободное от преподавания время он путешествует по провинциям, заезжает на фабрики и договаривается с производителями напрямую. Анатолию остается только оценить качество продукции по фотографиям, заключить договор и проследить доставку. В Петербург товар привозят на склад интернет–магазина, с которым требуется лишь подписать соглашение.
"Онлайн–площадка забирает себе процент с продаж — от 15 до 35% в зависимости от типа товара. Зато можно забыть про такие вещи, как эквайринг, доставка, возврат и обработка заказа, — это все берет на себя магазин. Бюрократия, конечно, присутствует, но в остальном это работа мечты", — говорит Анатолий.

Бюджетный плюс

По оценке Федеральной таможенной службы (ФТС), ежегодно в страну стекается больше 300 млн международных отправлений. Какая–то часть остается у получателей, другая — отправляется на перепродажу. Определить доли сложно, так как сторонами сделки могут выступать физлица. Лишь небольшая часть корреспонденции облагается пошлинами. Это создает непростые условия для отечественных производителей, которые беспомощны перед демпингом. И это главный аргумент госструктур в пользу ужесточения правил трансграничной торговли.
Ограничивать "ретейл без границ" начали в 2018 году — тогда совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решил поэтапно прикрывать окно возможностей. Беспошлинный порог для импортируемых товаров для конкретного получателя в течение месяца снизили с 1,5 тыс. до 500 евро, а с 1 января 2020 года — до 200 евро. Ужесточили и требования к весу посылки.
"При заказе за рубежом товаров стоимостью свыше 200 евро или весом более 31 кг в части превышения норм необходимо будет заплатить пошлину в размере 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг", — поясняют таможенники.
Планируется, что этот процесс продолжится: с 1 июля 2020 года беспошлинный порог предлагается снизить до 100 евро за одно международное отправление, с 1 января 2021 года — до 50 евро и с 1 января 2022 года — до 20 евро. Решение должны были принять 31 января, но соответствующего документа на сайте объединения нет. Следующее заседание ЕЭК пройдет в начале апреля в Минске, где, возможно, будут обсуждать и эту инициативу.
Сейчас общая сумма таможенных платежей от интернет–торговли по меркам бюджета незначительная — около 900 млн рублей в год. Но с введением ограничений, уверены в ФТС, показатель в денежном выражении за первое полугодие 2020 года достигнет 1,9 млрд рублей, во втором полугодии (при условии снижения порога до 100 евро) — 3,5 млрд. В 2021 году таможенные платежи составят уже 79,8 млрд рублей, а в 2022–м — 222,8 млрд.
Впрочем, эти прогнозы строились при сохранении нынешней средней стоимости товаров и неизменном показателе 329,9 млн международных почтовых отправлений, а также 8,1 млн конвертов экспресс–доставки.
Вместе с тем темпы развития трансграничных отправлений, в том числе из Китая, снижаются, и дело не только в коронавирусе, говорит партнер исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова. По ее мнению, ужесточение правил ввоза интернет–покупок еще больше затормозит развитие экспресс–доставок. По итогам 2019 года аналитики зафиксировали рост 5–6%.
"До 2023 года мы ожидаем, что ежегодный прирост снизится до 2–3% после пикового периода в 2017 году, когда увеличение составило 20%, — говорит эксперт. — При этом мы видим бурное развитие внутренней интернет–торговли — от 30 до 40% в 2019–м".

Внутренние процессы

По итогам прошлого года доля иностранных онлайн–магазинов на российском рынке e–commerce чуть подросла — с 30,4 до 31%, говорится в исследовании Ассоциации компаний интернет–торговли. Онлайн–площадки заработали 680 млрд рублей против 504 млрд в 2018–м. Внутренний онлайн–ретейл вырос с 1,1 трлн до 1,6 трлн рублей.
В целом российский рынок — один из самых быстрорастущих в мире, согласно исследованию агентства Data Insight. По темпам роста его поместили на пятое место (23%), выше лишь Мексика, Индия, Филиппины и Китай.
Большие российские магазины и маркетплейсы активно развивают свои службы доставки: в первом полугодии 2019 года интернет–магазины доставили на 61% заказов больше через собственную службу. Также популярность самовывоза среди покупателей спровоцировала рост сетей пунктов выдачи заказов и постаматов.
"Развитие собственной логистики у многих интернет–магазинов связано с пониманием важности последней мили. По сравнению с 2016 годом во всех логистических процессах выросли доли тех магазинов, которые их выполняют самостоятельно, не прибегая к аутсорсингу", — говорится в работе Data Insight.
Впрочем, по мнению гендиректора транспортной компании Traft Артура Мурадяна, на фоне сниженного порога беспошлинного ввоза интернет–покупок произойдет снижение количества заказов так называемой доставки последней мили.
"Потери транспортных компаний оценить пока сложно, но точно можно сказать, что нововведения повлияют не только на конечного потребителя, но и на экономику страны в целом. Попытка получить пошлину на этапе ввоза товара сегодня приведет к снижению налоговых сборов с рынка транспортно–логистических услуг в будущем. А эти потери могли бы легко перекрыть потенциальные таможенные платежи, которые сегодня легли на плечи физических лиц", — заключает он.
В середине прошлого века мир наблюдал феномен контейнеризации международной торговли, когда товарные партии сбивались вместе. На судно могли поместить свыше 20 тыс. TEUs. Но теперь рынок захлестнула обратная тенденция — деконтейнеризация. Грузоперевозка распадается на маленькие посылки, которые идут в виде отдельных отправлений в адрес конкретных лиц. За последние 7 лет количество отправлений в рамках интернет–торговли возросло в 33 раза, а объем посылок только из Китая в Россию — до 345 млн штук в год. Товар свободно пересекает таможенную границу. Главный признак того, что это должно облагаться платежами, — объемы перевозок. Больше 15 лет назад никто не предполагал, что будет такой бум и рост интернет–торговли. Фактически торговый оборот пополняется беспошлинным ввозом товаров. В 2018 году у нас заработал пилотный проект по уполномоченному экономическому оператору интернет–торговли. Он помогает обеспечивать весь цикл операций — начиная от покупки на площадке, учета реальной стоимости товара, проведения расчетов, логистики и заканчивая взаимодействием с контролирующими органами, в том числе с таможней. В Китае существует порядка 33 тыс. таких уполномоченных операторов, в США — 19 тыс. и в Евросоюзе — около 15–17 тыс. Теперь остается задача проработать введение в Таможенный кодекс этого вида торговли в виде отдельной графы. Ужесточились ли правила провоза товаров с 2020 года — еще большой вопрос, ведь фискальный эффект очень маленький. Еще в прошлом году сумма пошлины зависела от частоты заказов. Например, если бы в 2019 году вы приобрели за месяц товаров на 600 евро, то по прежним правилам пришлось бы заплатить 30 евро, то есть 30% с суммы превышения. Сейчас вы можете совершить три покупки по 200 евро, не заплатив ничего. Правда, такую недобросовестность мы не приветствуем. Дальнейшее снижение порога находится в стадии обсуждения. В Белоруссии порог — 22 евро и не более 200 евро в месяц. И это рождает определенные опасности для перетока товаров внутри ЕврАзЭС. В ЕС существует порог — 22 евро, но с 2021 года любая посылка будет облагаться платежами. Некоторые приводят опыт США, где беспошлинный порог — 800 евро. Но там есть налог с продаж, в том числе с любой посылки. Важнейший вопрос, который решает Всемирная таможенная организация, — это классификация товаров. Здесь мы тоже очень активно работаем над гармонизацией и применением всеми странами единых правил и подходов к классификации товаров. Это один из ключевых элементов таможенного администрирования.
Руслан Давыдов
первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
В январе 2020 года прирост количества ввезенных нами в адрес физических лиц в России грузов из крупнейших зарубежных интернет–магазинов составил 11% по сравнению с январем 2019 года. В целом количество грузов, которые прибывают в качестве заказов российских клиентов из зарубежных интернет–магазинов, может сократиться. И это прежде всего касается низкого ценового сегмента. На бизнесе DHL Express это, скорее всего, никак не отразится, так как достаточно большая часть доставляемых нами грузов уже превышает беспошлинный порог и клиенты оплачивают таможенные пошлины. Процесс оплаты не является сложностью для получателя — физического лица, и это не будет останавливать клиентов, особенно совершающих покупки со средним и высоким чеком.
Анна Клинскова
вице–президент по продажам и маркетингу DHL Express в России
Изменение порога беспошлинного ввоза неизбежно приводит к ухудшению покупательской активности. И если снижение с 500 до 200 евро было не так заметно ввиду уменьшения процента по таможенному сбору и его взимания с каждой покупки вместо суммирования стоимости покупок в месяц, то порог 20 евро можно приравнять к отсутствию беспошлинного ввоза в целом. Конечная стоимость импортируемых товаров и эмоциональный барьер для трансграничных покупок будут расти. Это увеличивает административные расходы на обработку таможенных сборов и создает платформу для появления неконтролируемых зон серого импорта в Россию.
Артур Мурадян
генеральный директор транспортной компании Traft