"Запутанный и долгий процесс". Господдержкой в России пользуется каждый десятый бизнесмен

Автор фото: Ермохин Сергей
В Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ) выяснили отношение российских предпринимателей к мерам государственной поддержки. Представители микро- и малого бизнеса полагают, что получить помощь от госструктур слишком сложно из-за организационных и законодательных особенностей. Затруднения в основном связаны с недостатком знаний о формах субсидий, а также с низким уровнем компетенций госслужащих, взаимодействующих с бизнесменами. Об этом в пятницу, 28 февраля, сообщили в пресс-службе аналитического центра.
В целом предприниматели в той или иной степени осведомлены о возможности получить поддержку со стороны государства в развитии бизнеса. Как указывают авторы исследования, 75% представителей микро- и малого бизнеса знают о мерах государственной поддержки, но только каждый десятый (9%) ею пользовался. Четверть представителей бизнеса ранее не слышали о мерах господдержки.
Представители малого бизнеса обращались за господдержкой чаще других предпринимателей (17%), в сегменте микробизнеса доля ниже (9%). Спрос со стороны представителей бизнеса на программы господдержки не удовлетворен. Большинство предпринимателей (80%), не обращавшихся за господдержкой, уверены, что получить ее сложно. 77% предпринимателей воспользовались бы поддержкой, если бы ее было легко получить.
Причины, из-за которых бизнес не обращается за господдержкой, сводятся к необходимости собирать слишком большое количество документов и справок. Предпринимателей также отпугивает обязанность доказывания соответствия целому ряду сложных критериев отбора. Такого мнения придерживаются 28% респондентов, не обращавшихся за поддержкой. 23% указали, что не верят в помощь от государства, 19% считают, что для их бизнеса подходящие программы поддержки отсутствуют. Каждый десятый (10%) заявил о недостаточном количестве информации о получении господдержки.
"Со стороны бизнеса есть спрос на господдержку, однако ее получение представляется сложным и долгим процессом. Предприниматели редко обращаются за господдержкой и часто не знают, как ее получить. Для создания эффективной системы помощи предпринимателям не хватает слаженной системы межведомственного взаимодействия. Бизнес хочет больше знать о возможных вариантах государственной поддержки, шагах ее получения. Нужно создавать "единые окна" для заинтересованных предпринимателей, куда они могли бы обратиться и получить исчерпывающую информацию", — отмечает генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
По ее словам, другая важная мера — обучение госслужащих, которые работают непосредственно с представителями бизнеса. "Сегодня они часто не могут ответить на возникающие у предпринимателей вопросы. Госслужащие должны понимать потребности предпринимателей, разговаривать с ними на одном языке, разрабатывать и тестировать меры поддержки вместе с бизнесом, разворачивать систему поддержки в сторону сервисной модели", — добавила Имаева.
Исследование НАФИ проводилось в январе 2020 года. Были опрошены 1 тыс. действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса в 80 регионах России по репрезентативной выборке, проведена серия фокус-групп с действующими предпринимателями, имеющими опыт обращения за мерами господдержки.