Модная старина. В Петербурге массово открываются магазины селективного винтажа

Автор фото: Vostock-Photo

На фоне падения продаж в fashion–ретейле в Петербурге массово открываются несетевые магазины, предлагающие секонд–хенд и селективный винтаж

Эксперты аналитического агентства FCG отмечают, что fashion–рынок в России упал впервые с 2015–го. В прошлом году продажи одежды, обуви и аксессуаров сократились на 3–4%, а оборот — до 2,26 трлн рублей. Аналитики считают, что причины падения в уменьшении реальных доходов населения.
В Центре развития НИУ ВШЭ выявили, что российский модный рынок вошел в стагнацию. В связи с этим потребители ищут альтернативные варианты покупки одежды и обуви, например приобретают товары в дискаунтерах, аутлетах, на ярмарках и в винтажных секонд–хендах.

Пока не стерлась подошва

В Петербурге работает около 20 таких офлайновых точек, а интернет–магазины (особенно в Instagram) открываются практически ежедневно. Представители этого рынка отмечают, что спрос на секонд–хенд и винтаж растет, особенно на селективные продажи. "Это когда из большого объема вещей выбираются интересные, ценные, редкие образцы", — поясняет владелец онлайн–магазина Vintage mirror Елена Иванец.
Другой причиной возросшей популярности такой торговли предприниматели называют желание многих покупателей выделиться из толпы. Представитель недавно открывшегося магазина "Перебoр" Семен Митрофанов отмечает, что люди естественно стремятся подчеркнуть свою индивидуальность с помощью уникальных вещей, которые не найти в масс–маркете.
"Гнездятся" такие магазины, как правило, в креативных пространствах города. "Открытие в таких локациях обеспечивает проходимость, кто–то куда–то идет по своим делам, случайно натыкается на секонд–хенд, заходит, потом подписывается в соцсетях или спонтанно что–то покупает", — отмечает куратор "Комиссионного кружка" Валерия Птичка.
Помимо секонд–хендов в городе стали появляться сервисы химчистки обуви и мастерские, где можно вернуть старой, но дорогой паре кроссовок (и не только) первозданный вид. В столице, например, подобный сервис Bossclean запустил российский рэпер Big Russian Boss (Игорь Лавров). Новоиспеченный предприниматель признался, что его бизнес пока будет работать в Москве, но не исключено, что вскоре будет расширен и на другие крупные города.
В разговоре с "ДП" Лавров отмечает, что это определенно растущий сегмент. "Мы смело можем заявить, что наш сервис — первая в столице химчистка для обуви абсолютно любого типа. По нашим оценкам, емкость этого рынка по Москве можно оценивать в 500–700 млн рублей в год", — говорит он. В Петербурге подобные услуги предоставляют несколько компаний, самые крупные из них — сникер–химчистка "Клин", специализирующаяся на чистке кроссовок, сеть химчисток Apetta и мастерская Shoes maker.
Лавров отмечает, что пока на рынке обеих столиц более развит сегмент химчистки именно кроссовок.

Вживуюили по картинке

Какие на этом рынке магазины популярнее — онлайн или офлайн, представители отрасли оценить затруднились.
Владелец Second kent Александр Ванин считает, что офлайн–магазины гораздо удобнее и востребованнее. "Я считаю онлайн–магазины однодневками, некоторые перестают активно работать уже через полгода", — говорит он.
Впрочем, за последние годы число интернет–магазинов в России стремительно растет. "Онлайн–шопинг набирает обороты, многие отказываются от утомительных походов по магазинам в пользу покупок в интернете", — говорит Валерия Птичка. Но с винтажными магазинами все по–другому. "Посещение офлайн–магазинов — это такой приятный способ проведения досуга. Онлайн–шопинг не дарит подобных ощущений", — считает она.
Основательница винтажного магазина Your Mom’s Youth Дария Баева рассказала "ДП", что, несмотря на широкое распространение интернет–магазинов, офлайн–точек меньше не стало. "Сейчас эта ниша даже разрослась. Все больше людей хотят покупать качественную, отличную от вещей массового производства одежду, и все больше молодых людей хотят начать свое дело с такого рода Instagram–магазинов. Я думаю, что это вполне последовательная волна на фоне рассуждений об экологии и осознанном потреблении, которая, помимо всего прочего, имеет и большой коммерческий потенциал", — заключает она.

Если не экологично, значит, не в тренде

Одна из основных причин возросшей популярности секонд–хенда и винтажа — сравнительно невысокая цена товара, в среднем в таких магазинах покупатели оставляют 2–3 тыс. рублей.
Александр Ванин замечает, что падение продаж отмечается везде, доходы людей уже не первый год падают, а из–за низкого курса рубля стоимость одежды увеличилась. "Потребитель понимает, что лучше купить качественное брендовое пальто в винтажном магазине за 5 тыс. рублей, чем переплачивать в 2 раза больше за вещь сомнительного качества в масс–маркете".
Другая приманка секонд–хендов — акцент на экологичность и вторичное потребление. "Люди узнают настоящую цену моды, задумываются об экологичности производства одежды и отдают предпочтение повторному использованию. Потихоньку уходит брезгливое отношение к б / у вещам. Тем более когда видны достоинства винтажной одежды — уникальность, хороший натуральный состав тканей и качество пошива, и все это по относительно низкой цене", — считает Валерия Птичка.
Переход к разумному потреблению проявляется во всех сферах жизни. "В каком–то смысле это модное течение. Оно охватывает все большее количество людей, за последний год появились маркеты, где все вещи раскупаются моментально", — заключает Елена Иванец.