Скользкий ход. Упавший при посещении "Максидома" взыскивает 800 тыс. рублей

Автор фото: Интерпресс

Ретейлер не стал сообщать "ДП", как часто его покупатели получают травмы. Но известно, что этот случай не первый.

Сегодня Московский райсуд Петербурга рассмотрит иск гражданина Армении к ООО "Максидом". Как следует из заявления пострадавшего, 11 марта 2019 года при посещении торгового центра "Максидом" на Московском проспекте он поскользнулся, упал "на неочищенную от наледи и снега территорию указанного торгового центра", получил травму и был на скорой госпитализирован в НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе. Там пациенту поставили диагноз "сочетанная травма головы и позвоночника" и "сотрясение головного мозга". По результатам обследования пострадавшего прооперировали на родине, после чего ему потребовалась реабилитация с круглосуточным уходом.
В исковом заявлении говорится, что травма привела к полной потере трудоспособности (I группа инвалидности). Сейчас мужчина не может самостоятельно передвигаться, нуждается в постороннем уходе и, соответственно, лишен возможности содержать себя и свою семью. Ситуация, в которой он оказался, причиняет ему тяжелые не только физические, но и нравственные страдания. Моральный вред пострадавший оценил в 500 тыс. рублей, а всего просит взыскать с ретейлера 770 тыс. рублей (с учетом понесенных трат на лечение).
В пресс–службе "Максидома" на вопрос, считает ли компания претензии пострадавшего обоснованными и готова ли выплатить компенсацию, однозначно не ответили. "В день падения обращений в магазин не было. Ни один из наших сотрудников подтвердить данные, изложенные в заявлении, не может. Также еще не установлен факт, откуда скорая забрала пострадавшего", — сообщили в компании.
Елена Зайцева, представитель истца, рассказала "ДП", что ее доверитель до сих пор находится в тяжелом состоянии. "В правоохранительные органы заявлений не подавали ни я, ни мой доверитель, оба живем не в Петербурге, есть сложности со сбором документов", — добавила госпожа Зайцева. Вместе с тем она не исключила такой возможности.
"ДП" также запросил ретейлера, как часто происходят несчастные случаи с его покупателями, какие причины травм являются наиболее распространенными, а также какова политика компании относительно выплат компенсаций — как в судебном, так и в досудебном порядке. Но ни на один из этих вопросов пресс–служба "Максидома" не ответила.
Вместе с тем известно, что это не первый инцидент такого рода. Так, по данным прокуратуры Петербурга, в августе 2019 года в отделе мебели этого магазина пострадала трехлетняя девочка — на нее упал шкаф. Ребенок получил перелом бедра и ушиб головы. Надзорное ведомство внесло представление руководству ретейлера. В "Максидоме" не ответили на вопрос "ДП", как был урегулирован вопрос с семьей пострадавшей девочки.
Пока сложно сделать прогноз о том, чем закончится спор между пострадавшим гражданином Армении и "Максидомом". Однако, как отмечает Анна Коняева, управляющий партнер "ЦПО Групп", суды, как правило, снижают в несколько раз размер компенсаций морального вреда, который запрашивают пострадавшие. К примеру, в 2018 году горсуд Петербурга счел достаточной компенсацию 70 тыс. рублей человеку, получившему серьезную травму (8 дней в коме, 1 месяц в реанимации, а затем длительный курс реабилитации). "При этом по каким критериям оценивается степень нравственных и физических страданий истца — не ясно", — добавляет госпожа Коняева.
Определенный оптимизм взыскателям внушает позиция Верховного суда РФ. По его мнению, нижестоящие суды не должны произвольно снижать суммы компенсаций морального вреда, а в случае серьезного уменьшения судья обязан мотивировать свое решение, объяснив, почему именно такой размер считает приемлемым и разумным.
Однако для изменения судебной практики по такой категории дел, как полагает Анна Коняева, необходима активная позиция самих граждан. Но люди часто соглашаются на минимальный размер выплат от торгового центра.
Зарубежная практика по такой категории споров серьезно отличается от отечественной. Так, во Франции и в Латвии суды взыскали серьезные суммы по искам к McDonald's: в первом случае женщина поскользнулась на машинном масле у окна для водителей, сломала руку, лишилась возможности работать, за что получила 38 тыс. евро, во втором — сотрудница заведения поскользнулась на мокром полу, стала инвалидом II группы и взыскала 20,5 тыс. евро (10 тыс. евро — компенсация морального вреда).
Согласно исследованиям адвокатской коллегии "Гражданские компенсации", проведенным в 2018 году, в России средний размер компенсации морального вреда за причинение вреда жизни или здоровью с 2016 года не превышает 77 тыс. рублей. В случае инвалидности компенсация возрастает до 193 тыс. рублей. При этом разрыв между крайними размерами компенсаций морального вреда составляет 51 раз, а в случае инвалидности — 25 раз.