"Яндекс" объявил о росте выручки на 39% – это выше прогнозов поисковика, которые пересматривались 4 раза. Выручка сегмента "Такси" за год взлетела почти вдвое, но самый большой рост показали экспериментальные сервисы – 160%. Гаджеты с Алисой принесли 1,5 млрд рублей, это чуть меньше инвестиций в беспилотные технологии компании – об этом в "Яндексе" рассказали впервые.
Консолидированная выручка "Яндекса" по итогам 2019 года выросла на 39%, до 175,4 млрд рублей, говорится в отчетности компании по US GAAP (без учета "Яндекс.Маркета). Скорректированная чистая прибыль составила 23,5 млрд рублей при росте на 6%. Скорректированный показатель EBITDA возрос на 29%, до 51 млрд рублей.
Выручка компании росла чуть медленнее, чем годом ранее (на 41% в 2018 году). При этом рост оборота по итогам года превзошел собственные прогнозы компании, которые пересматривались 4 раза. Годом ранее "Яндекс" давал прогноз по росту выручки на 2019 год в пределах 28-32%. Позже поисковик ежеквартально повышал прогноз: до 30-34% по итогам первого квартала 2019 года, до 32-36% - по итогам второго, до 36-38% - по итогам третьего. В 2020 году "Яндекс" прогнозирует рост выручки ниже 2019 года, на уровне 22-26%. Более скромный прогноз повлиял на снижение цены акций поисковика на Мосбирже в пределах 3%.
"Мы продемонстрировали рост выручки на 39% в годовом исчислении на сопоставимой основе с весомым вкладом всех наших предприятий. И у нас есть все возможности для дальнейших инноваций и постоянного роста других выдающихся компаний в нашей экосистеме, включая наш продукт подачи контента Zen, а также наш недавно запущенный магазин доставки товаров повседневного спроса Lavka", - отметил гендиректор группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож.
Реклама и такси
Основная часть выручки "Яндекса" (66%) по-прежнему приходится на поступления от продажи интернет-рекламы в поиске, а также на своей и партнерских площадках. Однако "Яндекс" последовательно сокращает эту долю - за пять последних лет она снизилась с 94% до двух третей.
По итогам года общая выручка "Яндекса" от продажи интернет-рекламы выросла на 18%, до 121,7 млрд рублей. 96,3 млрд рублей из них приходится на рекламу на собственных площадках "Яндекса", остальное — на рекламную сеть.
Общая поисковая доля "Яндекса" России в IV квартале составила 57,5% против 56,5%. Доля поисковых запросов на Android-устройствах составила 54,3% — в 2018 году было 49,5%, по данным "Яндекс.Радар". Общее количество поисковых запросов в IV квартале 2019 года выросло на 7% год к году.
Доля нерекламной выручки "Яндекса" составила по итогам прошлого года 34%. Большую часть этого сегмента обеспечили показатели бизнеса "Яндекс.Такси": выручка выросла на 98% год к году, до 38 млрд рублей, это почти 22% от совокупной выручки "Яндекса". Сервис сохранил прибыльность и по итогам года: скорректированный показатель EBITDA составил 748 млн рублей.
В сегмент "Такси" входят сервисы "Яндекс.такси" "Яндекс.лавка", "Яндекс.шеф" и Uber в России. Рост выручки частично связан с увеличением количества поездок в сервисе "Яндекс.такси". К примеру, в IV квартале их было на 49% больше, чем в IV квартале 2018 года. За этот период выручка всего сегмента "Такси" на 71% и составила 11,9 млрд рублей.
Рентабельность скорректированных показателей прибыли и EBITDA в четвертом квартале оказались гораздо хуже, чем ожидали инвесторы. В сегментах поиска маржа EBITDA достаточно высокая, около 45%, в то время как службы такси и объявлений пока демонстрирует низкую рентабельность этого показателя, отмечает Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций ИК "Фридом Финанс":
"Можно ожидать, что по итогам 2020 года выручка Яндекса будет в диапазоне 210-215 млрд руб., EBITDA составит 63-66 млрд, прибыль — 33-36 млрд руб. Рост рекламного рынка в текущем квартале может замедлиться до 15%, что связано со снижением потребительской активности. Мы полагаем, что акции отыграли среднесрочный потенциал роста. До конца первого квартала ориентируемся на диапазон 2800-3000 руб.", - прогнозирует аналитик.
Дзен, Алиса и беспилотники
Самый большой рост выручки показало в прошлом году экспериментальное направление - на 160%, до 15,1 млрд рублей. К этому направлению относятся проекты "Яндекс.дзен", "Яндекс.облако", "Яндекс.драйв" вместе с "Яндекс.образованием" и геосервисами компании. Рост связан в основном с ростом доходов каршеринга "Яндекс.Драйв", а также с увеличением доходов "Геосервисов" и "Дзена". В ходе конференции с инвесторами управляющий директор "Яндекса" Тигран Худавердян объявил, что аудитория "Дзена" в декабре выросла на 49%, до 13,4 млн человек. Количество ежемесячных подписчиков "Кинопоиска HD" в месяц достигло 1 млн человек.
Более чем в два раза выросла выручка направлений "Медиасервисы" (на 103%, до 3,9 млрд руб.). Эту сумму компании принесли сервисы "Кинопоиск", "Яндекс.музыка"( количество подписчиков сервиса достигло 3,1 млн на конец декабря 2019 года), "Яндекс.афиша" и "Яндекс.телепрограмма", а также продюсерский центр "Яндекс.студия" и единая подписка на сервисы "Яндекс.плюс". Выручка сервисов объявлений ("Авто.ру", "Яндекс.Недвижимость", "Яндекс.Работа") выросла на 45% по итогам квартала и достигла 1,6 млрд рублей, и по итогам года она также увеличилась на 45% и составила 5,4 млрд рублей.
Устройства с голосовым помощником Алиса, включая смарт-динамики "Яндекс.станция" и "Яндекс.станция мини", принесли компании 1,5 млрд рублей – от собственных продаж и отчислений партнеров. Голосовой помощник также используется на устройствах "Яндекс.Модуль" и "Яндекс.Авто". Кроме собственных умных колонок "Яндекса" их голосовым помощником оборудованы колонки LG, Irbis, Elari, Dexp, Irbis, Prestigio и bluetooth-наушники Sonу.
В итоговом отчете за 2019 года "Яндекс" впервые раскрыл объем инвестиций в беспилотный транспорт - суммарные инвестиции в беспилотники достигли 2,2 млрд рублей, из них 1,5 млрд рублей — в 2019 году, рассказал на конференции Худавердян. По собственным данным компании, беспилотный флот состоит из 110 автомобилей, и с января 2017 года беспилотники проехали 3,2 млн км. Тестирование беспилотников сейчас проводится на территории Москвы и Республики Татарстан. В ближайшее время зона тестирования может быть расширена. К этим регионам присоединятся Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, а также Чувашия и Краснодарский край, сообщил управляющий директор "Яндекса".