В прошлом веке художники нередко вдохновлялись музейными выставками. На фовистов неизгладимое впечатление произвели иллюстрации из средневековых французских книг. Эти старые издания долгое время были забыты. Когда в начале прошлого века их представили публике, это стало открытием, в том числе для авангардистов, полюбивших их за изысканный примитивизм. Каменные бабы, выставленные примерно тогда же в московском Историческом музее, покорили русских футуристов, увлекавшихся скифами. Они интересовались археологическими раскопками курганов и древнегреческих поселений Северного Причерноморья, ходили на этюды в скифские залы Эрмитажа. Свою группу они назвали «Гилеей» вслед за Геродотом, окрестившим так земли, на которых жили скифские племена.
Футуристы братья Бурлюки выросли в этих краях, под Херсоном. На территории поместья, где их отец был распорядителем, работали археологи. Переезжая в Москву, Давид Бурлюк, один из лидеров движения, взял с собой каменную бабу, откопанную прямо возле их дома. Та кочевала по Первопрестольной до той поры, пока художник не уехал в Японию. Футуристы узнали в себе скифов — варваров, бросавших вызов древним грекам. В поисках нового русского искусства они соперничали с французским авангардом, вжившись в образ полутораглазого стрельца — скифского воина, мчащегося на восток, только вполглаза оглядываясь на запад.
Открывшаяся недавно в Новом Эрмитаже постоянная экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья» — чрезвычайно важное событие для музея. Уже 20 лет отдел античного мира обновляет свои залы. И вот этот большой проект завершен. Новая экспозиция разместилась в галерее, которая была закрыта с 1980–х. Теперь, проходя по Зимней канавке, вы уже не гадаете, что же там, на первом этаже, куда простых смертных не пускали. Там выставлены вещи, найденные при раскопках городов, которые были основаны греками по мере колонизации черноморского побережья: домашняя утварь, оружие, предметы религиозного культа и многое другое. Есть даже осколок сосуда с надписью «питие — дело хорошее». Недалек тот день, когда сюда заглянут художники, и вскоре мы услышим о неогреках или об очередных новых скифах
Станислав Савицкий, арт–критик