Отказались от украшений. Как ювелирный рынок реагирует на падение доходов россиян

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo

Ювелирный рынок России в последние несколько лет пытается отойти от кризисных 2014–2015 годов. Эксперты считают, что сегмент в ближайшее время будет показывать незначительный рост, несмотря на сокращение доходов населения, а многие игроки увеличат продажи через интернет. Подробности — в материале dp.ru.

На Москву и Петербург приходится около 35% от общего объема продаж ювелирных изделий в РФ. Эксперты отмечают, что оба рынка за последние несколько лет не показывали интенсивного роста, а 2018 год стал для российских ретейлеров крайне неудачным.
"На рынке наблюдалось сокращение объемов продаж продукции на фоне таких показателей, как динамика розничной торговли и денежные доходы населения. Рынок все еще не вошел в активную стадию роста после ухудшения макроэкономических показателей", — рассказала dp.ru генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics Ольга Луцева-Эр.
Розничная торговля ювелирными изделиями в России активно развивалась до 2014 года. Тогда темпы роста доходили до 50%. По данным NeoAnalytics, в 2018 году объем рынка составил 221 млрд рублей — по сравнению с 2017 годом произошло снижение на 7,1%. Ожидается, что к 2021 году объем рынка достигнет показателя 239 млрд рублей. Сейчас, по данным Росстата, весь легальный ювелирный рынок РФ занимает около 0,7% от всего оборота розничной торговли в России.
"В перспективе продолжит увеличиваться разрыв между стоимостью ювелирных изделий и динамикой доходов населения, снижая привлекательность ювелирной продукции", — сказала Ольга Луцева-Эр.
Главным поставщиком ювелирных украшений на российский рынок является Китай. Эксперты уточняют, что объем импорта из этой страны составляет 40%. Также в 2019 году ювелирные украшения в РФ начала активно поставлять Италия, потеснив Грецию и Таиланд.
"Совокупный объем производства ювелирных изделий в России в 2019 году сократился почти на 20%. При этом существенно поменялась структура российского производства. Если в 2015 году основной объем выпуска составляли ювелирные изделия из золота, то в 2019 году структура производства зеркально противоположна и преобладает производство серебряных изделий", — говорится в исследовании маркетингового агентства ROIF Expert.

Ювелирное развитие

Среди крупнейших ювелирных сетей аналитики выделяют "585*Золотой", Московский ювелирный завод, "Адамас", Pandora, ювелирный дом "Эстет", "Ювелирторг", "Линия Любви" и Sunlight — на эти компании приходится около 25% выручки ювелирного розничного рынка.
В Colliers International подсчитали для dp.ru, что наибольшее количество магазинов в Петербурге, без учета островков в торговых центрах и пригородных локаций, принадлежит сетям "585*Золотой" (50 магазинов), Sunlight (26) и Pandora (24). Аналитики отметили, что сеть "585" в подавляющем большинстве расположилась во встроенных помещениях (стрит-ретейл), такой же способ размещения выбрали "Ювелирторг" и "Ювелир карат". При этом Sunlight, Pandora и Aurum активно представлены в торговых центрах.
Эксперты добавили, что на ключевых торговых коридорах Петербурга (Невский, Старо-Невский, Большой проспект П. С., Большая Конюшенная, улица Рубинштейна) в 2019 году открылись два салона "ЭПЛ Даймонд" (Невский проспект, 81 и 93) и бутик дизайнерских украшений De Luna (Большой проспект П. С., 31). В 2018 году на тех же локациях открылся всего один салон ювелирных изделий — "Невские ювелиры" на Невском проспекте, 106.
Директор по статистике и развитию "585*Золотой" Николай Кондратьев рассказал dp.ru, что средняя стоимость ювелирных изделий в 2019 году увеличилась на 7%. Он связывает это с ростом стоимости сырья. Например, средняя стоимость изделия из золота в сети магазинов составляет 7–10 тыс. рублей, из серебра — 1–2 тыс. рублей.
"Рынок медленно растет в денежном измерении, падает в количественном выражении. Связано это с отсутствием роста реальных среднедушевых доходов и ростом доли потребления жизненно важных товаров", — пояснил эксперт.
Он добавил, что спрос на ювелирные товары растет в период новогодних праздников, 8 Марта и 14 февраля.
"Покупателями востребованы стильные украшения с применением необычных материалов, например керамики. Есть тенденция к потреблению экологичной продукции, например изделий с натуральными вставками. Как обычно, наиболее популярны серьги, кольца, подвесы и цепочки", — уточнил Кондратьев.

Переходят в онлайн

В конце 2019 года бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое легализовало продажу ювелирных украшений в интернете. Ранее в России не было прямого запрета на продажу, но уголовная ответственность за незаконный оборот драгметаллов и камней была. В документе правительства сказано, что продажу украшений можно осуществлять при условии обязательной сертификации драгоценных камней и наличия пробирного клейма на каждом изделии из драгоценного металла.
По словам начальника отдела глобальных исследований "Открытие Брокер" Михаила Шульгина, снятие законодательных ограничений стимулирует онлайн-торговлю ювелирными изделиями. Эксперт считает, что прирост объема продаж в сети не превысит 10%, при этом представитель "585" говорит о том, что доля онлайн-покупок пока не превышает 5%, но продажи в Сети имеют потенциал роста до 20%.
"Превалирующее большинство крупных игроков на рынке уже имеют свои интернет-магазины. "Ювелирка" относится именно к той категории товаров, которая, согласно соцопросам, попадает под главное препятствие дистанционных покупок — нельзя увидеть своими глазами, потрогать и примерить", — уверен Шульгин.
По словам Кондратьева, за последний год маркетплейсы резко увеличили активность на ювелирном рынке. В пресс-службе Wildberries подтвердили dp.ru, что жители России все чаще покупают ювелирные изделия в интернете.
"В 2019 году число проданных ювелирных украшений выросло на 71%, до 1,7 млн штук. Похожую тенденцию мы наблюдаем и в Петербурге, занимающем второе место по покупкам ювелирных изделий после Московского региона. За прошлый год покупатели Северной столицы приобрели более 76 тыс. штук украшений из драгоценных металлов, это на 60% больше, чем в 2018 году", — рассказали в Wildberries.
Наиболее высоким спросом у россиян пользуются небольшие украшения из красного золота или серебра, а наиболее востребованными драгоценными камнями стали фианит и бриллианты. Чаще всего для себя женщины выбирали изделия из золота, а мужчины — браслеты и цепочки из серебра.
"Самыми популярными ювелирными украшениями 2019 года стали серебряные серьги для девочек со вставками эмали, золотые подвески с фианитом, серебряные колье-невидимки с фианитом, пустотелые цепочки из красного золота, браслеты из красной нити с золотом, браслеты из серебра с шармами, серебряные браслеты на ногу, серебряные серьги для девочек со вставками эмали с фианитом, серебряные кольца на фалангу пальца и кольца из красного золота с бриллиантами", — отметили в пресс-службе интернет-ретейлера.
В компании уточнили, что предпочтения петербуржцев в целом схожи с общероссийскими, но в заказах жителей города часто встречаются ювелирные сувениры и украшения с драгоценными камнями — топазом, рубином и аметистом. В Wildberries всплеска покупок ожидают в ходе ближайшей распродажи "Киберпонедельник", в День всех влюбленных, а также в Международный женский день.