08:3121 ноября 201908:31
133просмотров
08:3121 ноября 2019
Эльвира Набиуллина, выступая в среду в Думе, связала слабый рост экономики РФ с задержкой бюджетных расходов.
Действительно, государство не полностью тратит даже те средства, которые запланировало. Это снижает спрос, а инфляция тормозится. ЦБ ждал, что эти расходы придут хотя бы в III–IV квартале. В 2020 году эти деньги все равно потратят, но это может и не привести к росту инфляции. Если бы государство просто приходило и покупало товары и услуги в больших количествах, это влияло бы только на цены. Но если этот спрос стабилен и понятно, что средства из экономики не изымаются, то будет подтягиваться не только спрос, но и предложение. Можно добиться, что малый и средний бизнес начнет больше инвестировать.
Поэтому я жду, что в 2020–м инфляция будет близка к таргету ЦБ: 3,5–4,5%. Есть очевидный большой риск, связанный с рецессией развитых экономик. Но у нас работает бюджетное правило, и существенная часть доходов от нефти и газа отсекается. То есть, по сути, экономика живет при ценах на нефть за $42 за баррель, и если они не упадут сильно ниже, то она не особо почувствует колебания. При этом не думаю, что ЦБ продолжит снижать ключевую ставку. Уже в ноябре инфляция оказалась существенной. Если тренд сохранится, ставка 6,5% может быть нейтральной для экономики.
Другой вопрос — насколько бюджетные вливания способны стимулировать экономический рост. Обычно в развивающихся странах государственные расходы играют ключевую роль: если государство инвестирует, то и бизнесу это становится интересно. Но у нас есть демографические проблемы, население стареет, и рынок сам по себе не очень бурно растет. Из–за этого компании очень внимательно смотрят на инвестиционный климат, с которым в РФ очевидные проблемы.
Олег Шибанов, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково–РЭШ