Дарья Кильцова Все статьи автора
14 ноября 2019, 06:55 295

Год зачтут за два. Смольный переходит на двухлетние контракты по ремонту дорог

Фото: Vostock-Photo

Подрядчики говорят, что ждали этого много лет.

К концу ноября Дирекция транспортного строительства при городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) планирует определиться с подрядными организациями, которые займутся ремонтом дорог Петербурга. Прежде такие закупки город проводил не раньше весны, поскольку необходимо было дождаться утверждения адресной инвестиционной программы в рамках бюджета. А заключение контрактов на работы порой затягивалось до конца мая, и подрядчики теряли время и так непродолжительного дорожного сезона. Исправить это хотят с помощью двухлетних контрактов — так удастся проще планировать ремонтные работы и приступать к ним как можно раньше.

Автобус Шредингера. Перевозчики ждут помощи в транспортной реформе от лизинговых компаний

Автобус Шредингера. Перевозчики ждут помощи в транспортной реформе от лизинговых компаний

6633
Дарья Кильцова, Евгений Петров, Дарья Смирнова

"Основная цель двухлетних контрактов — оптимизировать сроки начала производства работ: подрядные организации заранее уже будут знать, какие участки им необходимо отремонтировать, смогут получить в срок всю разрешительную документацию. Такой подход позволит облегчить нагрузку на улично–дорожную сеть во время ремонтного сезона", — прокомментировали "ДП" в КРТИ.

Как и прежде, вся территория города будет разделена на четыре лота. Работы по юго–западным районам оценили в 699,9 млн рублей, по юго–восточным — в 589,6 млн рублей, по северо–западным — в 328,8 млн рублей, по северо–восточным — в 474,5 млн рублей. Суммарно получается порядка 2 млрд рублей. Однако можно предположить, что в дальнейшем, определившись с финансированием на 2020 год, город проведет дополнительные конкурсы.

Великолепная четверка

Рынок дорожных ремонтов в Петербурге последние годы делят три–четырех основных подрядчика: ЗАО "АБЗ–Дорстрой", АО "ВАД", СК "Орион плюс" и ПО "Возрождение". Так, весной 2019 года контракт на ремонт дорог в юго–западных районах на 963 млн рублей достался ПО "Возрождение", в северо–восточных на 970 млн рублей — СК "Орион плюс". Контракт на северо–западе за 810 млн рублей достался АО "ВАД", а на юго–востоке за 995 млн рублей — "АБЗ–Дорстрой". Суммарно их стоимость составила 3,7 млрд рублей. Позже были разыграны еще несколько мелких контрактов. Всего эта статья расходов составила 5 млрд рублей.

В августе КРТИ распределил на дороги еще 2,4 млрд рублей — деньги чиновники взяли в адресной программе по капитальному строительству дорожных объектов, а именно с отмененной пока развязки у "Экспофорума", двух путепроводов на юге города и перенесенной на более поздний срок Южной магистрали. Контракт на дополнительный ремонт дорог в южных районах стоимостью 961,7 млн рублей достался "АБЗ–Дорстрой", на севере города стоимостью 850,5 млн рублей — "Орион плюс". Закончить ремонт дорог как на юге, так и на севере города нужно до 15 ноября 2020 года. В ноябрьских закупках на 2020 год, к слову, стоит тот же срок.

Подрядчики рады

В СК "Орион плюс" считают, что проведение контрактных процедур осенью — то, к чему стремились органы власти все это время.

До последнего рубля. Основной объем госзаказов по-прежнему в дорогах

До последнего рубля. Основной объем госзаказов по-прежнему в дорогах

439
Дарья Кильцова

"Среди преимуществ данного контрактования — увеличение ремонтного периода и более тщательное планирование проведения работ. Для нас как подрядной организации в случае выигрыша конкурса, безусловно, более длительный срок проведения ремонтных работ является приоритетным", — прокомментировали "ДП" в компании.

Гендиректор ассоциации "АСДОР" Юрий Агафонов среди плюсов двухлетних контрактов отмечает прежде всего стабильность — как для подрядчиков, так и для заказчика. "Подрядчику будет легче планировать, можно будет раньше начинать: получить разрешение на работы, подготовиться к сезону, заранее закупить битум. Когда дорожники выходят работать в сезон, битум сразу дорожает на 20–30%. С наступлением сезона все дорожает, при этом в смете это не отражено. Если тендеры разыграть сейчас, дорожные компании уже будут знать объем работ, заранее, в декабре, смогут закупить битум и щебень по более выгодной цене. Главное, чтобы на закупку материалов был предусмотрен аванс", — прокомментировал "ДП" Агафонов.

От двух к трем

В августе 2019 года глава Петербурга Александр Беглов на одном из совещаний с членами правительства поднимал вопрос перехода на трехлетние контракты. С таким же предложением в 2014 году выступал бывший вице–губернатор Марат Оганесян. Однако идею не поддержали из–за негативного опыта нескольких регионов, где пытались ввести такую систему. Петербургские власти опасались, что подрядчик "сойдет с дистанции" за такой большой срок или начнет работать в расслабленном режиме, ведь его будущее предопределено на 3 года. Фирм–рейдеров, имеющих за душой только ручку и двух человек, при этом подкованных юридически, власти боятся до сих пор, но в целом ситуация изменилась в лучшую сторону, считает председатель КРТИ Сергей Харлашкин.

"В городе сложилась благоприятная ситуация, у нас все понятные подрядные организации, одни из лучших в России, надежные. С ними не страшно проводить конкурсы на 3 года. Рынок стабилизировался", — говорил в конце августа чиновник, отмечая, что решение по трехлетним контрактам будет принято к концу сентября.

Однако, по последним данным КРТИ, трехлетние контракты на данный момент рассматриваются на перспективу.

По мнению Юрия Агафонова, когда власти проанализируют опыт с двухлетними контрактами, возможно, город перейдет и на трехлетние. При трехлетних контрактах подрядчики смогут еще более тщательно планировать свой бюджет, закупать не только стройматериалы, но и технику. "Для тех дорожников, которые думают о завтрашнем дне — как качественно выполнить работы и получить прибыль, — это подспорье колоссальное", — уверен эксперт.

К слову, майские указы президента и нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" предусматривают многолетние контракты и контракты жизненного цикла, когда подрядчик не только ремонтирует дорогу, но и обслуживает ее всесезонно. Такая практика есть, например, в соседнем Великом Новгороде, правда, все контракты там были заключены с иногородними подрядчиками.

Петербургу уже давно пора переходить на двухлетние контракты, потому что это позволяет заказчику комплексно планировать работы по ремонту дорог, снижая расходы и сокращая транспортные пробки в городе. Это, в свою очередь, экономит время и деньги пользователей дорог и бюджета Санкт–Петербурга. Конкурсные процедуры отнимают много времени, а сезон дорожных работ короткий. Подрядные организации могут лучше планировать производство работ, оптимально использовать необходимые финансовые и материальные ресурсы, увеличивая горизонт планирования деятельности предприятия. Мы приветствуем переход от краткосрочных контрактов (менее года) на двух–, трехлетние контракты.
Владимир Калинин
Владимир Калинин
руководитель ГК "АБЗ–1"
Плюс двухлетних контрактов для подрядчиков в том, что они будут понимать, что у них есть работа. Минус — ценообразование. Отыгранные контракты с фиксированной ценой могут привести к убыткам, так как битум, щебень и солярка поднимутся в цене. Чтобы купить материалы заранее, нужно иметь хорошие собственные оборотные средства или привлекать кредитные. А переходящие на следующий год авансы есть только на очень крупных стройках. Сомневаюсь, что в рамках текущего ремонта такое будет.
Максим Сапрыкин
директор компании "А–Проект"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама