Что стало причиной снижения пассажиропотока, какие услуги показали рост спроса и прогнозы на будущее — в материале "ДП".
Рынок экскурсий по рекам и каналам Петербурга по итогам навигации 2019 года значительно сократился. Объем перевозок упал на 12–13%, сообщил президент городской Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Родионов.
Рекорд прошлого года не удалось достичь из-за нескольких факторов. Во-первых, подвела холодная погода. Во-вторых, прошлогодний бум во многом обеспечили футбольные фанаты.
Кроме того, из-за мундиаля активный ремонт набережных, мостов и причалов перенесли на более поздний срок. Масштабные капитальные работы в минувшем году привели к серьезным ограничениям, неудобствам и убыткам, рассказали опрошенные dp.ru компании. Прогнозы на следующий сезон более оптимистичны.
Скромные результаты
По статистике Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, скоростные суда перевезли 864,5 тыс. туристов, по Неве и Финскому заливу экскурсии заказывали 607 тыс. раз, по рекам и каналам — 1,1 млн. В целом компании перевезли 2,6 млн человек. Для сравнения: в 2018 году этот показатель достигал почти 3 млн. Таким образом, падение пассажиропотока составило приблизительно 12–13%.
"Погодные условия были не такие благоприятные. К тому же в прошлом году из-за чемпионата мира капитальный ремонт набережных и мостов почти не проводился, ограничений не было. В этом году "Мостотрест" в полный рост занимался ремонтом. Как правило, этот процесс связан с ограничением движения", — отметил Владимир Родионов.
В то же время участники рынка наблюдают повышенный спрос на экскурсии с выходом в Финский залив. Их популярность выросла в 1,5 раза. Маршруты в формате hop-on — hop-off с возможностью неограниченного схода/захода на судно также начали пользоваться интересом. К примеру, в 2017 году по такому принципу было перевезено 25 тыс. туристов, а в сезон 2019 года — 217 тыс. туристов. Операторы заметили тенденцию и увеличили количество экскурсий hop-on — hop-off.
Исполняющий обязанности директора Агентства внешнего транспорта Евгений Батраков согласился с итогами участников рынка. По его сведениям, в навигацию 2019 года упали показатели как по судозаходам, так и по количеству перевезенных пассажиров. Снижение на экскурсионных программах речного транспорта он оценил в 15%.
"Речная навигация 2018 года, действительно, характеризовалась большим ростом из-за чемпионата мира по футболу и благоприятной погоды. Температура воздуха с мая по август была на 2–3 градуса выше, чем минувшим летом", — объяснил Батраков причины негативного тренда.
Продолжительность навигации сезона-2019 составит 218 дней, на 2 дня меньше прошлого года. За счет городских причалов бюджет Петербурга пополнился 10,5 млн рублей. Всего было совершено 25 тыс. швартовок, на 15% меньше показателей 2018 года.
Must see Петербурга
Руководитель проекта NevaTrip Юрий Дука подтверждает, что спрос на рынке речных прогулок сильно зависит от хорошей погоды.
"Солнечное лето в Петербурге бывает крайне редко, поэтому к концу 2018 года мы уже готовились к тому, что это лето не будет таким жарким и солнечным, а соответственно, значительно снизится количество петербуржцев, кто воспользуется данным видом досуга и развлечений. Еще повлияли внешние факторы на стандартный спрос среди туристов. В этом году ощутимо ударили по рынку городские и всероссийские праздники ("Алые паруса", День ВМФ). Они не только усложнили навигацию жителям города и автомобилистам, но и доставили огромное количество неприятностей в организации наших собственных услуг", — говорит Юрий Дука.
По его словам, во время подготовки города ко Дню ВМФ около 2 недель регулярно перекрывалась навигация по самому популярному маршруту города — на метеоре в Петергоф. На других маршрутах также вводились серьезные ограничения.
Ремонтные работы и закрытие некоторых важных мостов непосредственно в навигационный сезон (1-й Инженерный мост, Зеленый мост) аналогичным образом ударили по самым популярным речным маршрутам, ухудшили формат и качество предоставляемых услуг для туристов. В частности, приходилось сокращать маршруты и искать альтернативы, рассказал Юрий Дука.
"Несколько хороших теплоходных компаний, базирующихся на Мойке, понесли колоссальные убытки! Надеюсь, им хватит накопленных средств пережить зиму и подготовиться к следующему сезону", — обратил внимание на проблему собеседник dp.ru.
В NevaTrip отметили, что все направления в Петергоф и ночные экскурсии под разводку мостов, особенно в формате музыкальных теплоходов, вновь были самыми популярными услугами. Часовые маршруты по рекам и каналам остались must see Петербурга.
В компании надеются, что сезон-2020 окажется успешнее за счет введения электронных виз и развития сети европейских лоукостеров.
Петербуржцы возвращаются
Генеральный директор Единого центра водного туризма Юлия Варпаховская, напротив, охарактеризовала завершившуюся навигацию как вполне стандартную. У судоходных компаний, входящих в партнерство ("Нева Тревел Компани", "Драйвер" и "Смольнинское пароходство"), снижение пассажиропотока составило всего 3% по сравнению с прошлым годом.
"Приток туристов со всего мира на футбольный чемпионат в большей степени влиял на ряд экскурсионных маршрутов на иностранных языках. Можно сказать, что иностранцы штурмом брали теплоходы: теплоходы принимали более 500 туристов в 1 день, что составляет свыше 90% от максимальной загрузки судов. Мультиязычным водным маршрутом формата hop-on — hop-off City Cruise тогда воспользовались более 30 тыс. человек — это абсолютный рекорд за все время существования маршрута. Естественно, в этом году пассажиропоток этих водных маршрутов заметно сократился", — подчеркивает Юлия Варпаховская.
В прошедшем сезоне доля корпоративных клиентов (тургруппы) Единого центра водного туризма не изменилась. "В прошлом году многие туроператоры заявляли, что часть туристов отказалась от поездки в Санкт-Петербург из-за нежелания "пересекаться" с массовым мероприятием и роста цен на проживание в отелях. И мы, действительно, наблюдали неравномерность спроса в связи с мероприятиями. В этом году спрос на водные экскурсии был равномерным", — поделилась Варпаховская своими оценками ситуации.
Туристы из Китая по итогам сезона заняли первое место по спросу на водные экскурсии. Россияне расположились на втором месте, французы и индусы — на третьей позиции. Метеоры в Петергоф и обратно — самый популярный маршрут, по данным Единого центра водного туризма. На второй строчке — ночные экскурсии с разводными мостами, на третьей — дневные по рекам и каналам.
"Хочется отметить, что в этом году стали чаще кататься жители Петербурга. Это связано с открытием причала в популярном "Севкабель Порту" на Васильевском острове, трансфера туда и обратно, а также остановками в "Севкабель Порту" нескольких маршрутов по Неве и Финскому заливу. У иностранных туристов по-прежнему самый популярный маршрут — City Cruise (экскурсия формата hop-on — hop-off с пятью остановками с аудиогидами на шести языках)", — подытожила Варпаховская.
Зима близко
Первый заместитель руководителя администрации "Волго-Балт" Аркадий Биргер уточнил, что разводка мостов на Неве прекратится 30 ноября. Одну из последних проходок совершит теплоход с грузом для Московского метрополитена. Сейчас судно находится в Морском порту.
Планируется, что со следующего года круизным судам современного типа разрешат заходить в город под разводными мостами. Пока правила запрещают такие маневры. "Мы понимаем, что это привлечет много туристов, это вызывает большой интерес", — сказал Аркадий Биргер.
Согласно постановлению комитета по транспорту, водные реки и каналы Петербурга закроют для движения судов с 15 ноября. Появление льда на Неве, которая находится в ведении "Волго-Балта", ожидается 24 ноября.