Шоу без допинга. Шура из "Би–2" о новом альбоме, хип–хопе и молодых исполнителях

Автор фото: Александр Рюмин/ТАСС
Автор фото: Александр Рюмин/ТАСС

Шура из "Би–2", по совместительству продюсер группы "Куртки Кобейна", о том, почему подростки ходят к ним на концерты, о новом альбоме, кино, хип–хопе и молодых исполнителях.

У вас скоро концерт в "Ледовом". Организаторы обещают "новый подход к пространству зала, в котором будут размыты границы сцены". Что вы для нас готовите? Будут ли песни из проекта "Куртки Кобейна"?

— В программе NewBest более 20 песен, "Курток" не будет точно, это параллельный проект. Все началось с того, что мы решили выяснить, какие же у нас самые популярные песни. Мы сделали свой список, залезли в Apple Music и "Яндекс.Музыка", опросили наших поклонников, и на 90% наши ожидания совпали. Отобрали эти песни, переделали аранжировки. Некоторые из них звучат как 20 лет назад, но все же по–новому. Но самое главное — кроме того, что у нас оригинальная новая сценография, — мы сделали вторую сцену. Поэтому я всем говорю: покупайте дешевые билеты, вы увидите нас на расстоянии вытянутой руки. Как это будет происходить? Где–то в середине концентра мы попадаем в центр зала и находимся на маленькой, как мы ее называем, b–stage и играем в акустике еще песни. Все секреты раскрывать не буду, так неинтересно.

В одном из интервью вы говорили, что с каждым новым альбомом вы на концерте видите в первых рядах очень молодых ребят: 15–, 16–, 17–летних. Чем их цепляете? За что вообще в таком возрасте слушают или не слушают музыкальную группу?

— Я сам не понимаю, для меня это нонсенс. Недавно играли в Нижнем Новгороде, и там нас разогревала молодая исполнительница Лиза Громова. После выступления она вышла в гримерку и говорит: "Слушайте, я офигела. Там в фан–зоне стоят ваши поклонники, и они еще моложе меня! (Певице 22 года. — Ред.) Они так на вас реагируют!" Я не знаю, почему и как так получилось. Наверное, мы стали семейной группой. К нам на концерты с оркестром приходят те, кому 15–16–17, их родители — наши ровесники — и бабушки с дедушками.

Вам нравится то, что делают, к примеру, Филипп Киркоров и Николай Басков? Какие клипы и песни они сейчас делают, чтобы остаться в тренде, в том числе у молодежи? Хайп вообще обязателен для того, чтобы твою музыку узнали?

— Честно скажу, не смотрел их клипов. И, вы знаете, я не думаю, что хайп обязателен. Мы, например, никогда ни о чем таком не задумывались: делали то, что нравилось. И наши все параллельные проекты появились по тому же принципу. А пытаться попасть в тренды… Да и зачем? Попали — прекрасно. Нет так нет.

Продолжим про "Куртки". Как вы считаете, название для группы — это так же важно для успеха, как и то, что она играет? Отсылка тут понятна: все мы вышли из "Шинели" Гоголя и куртки Кобейна.

— Конечно! Название придумал наш старый друг, поэт из Минска. Я попросил его сделать 20 самых дебильных названий. "Куртки Кобейна", кстати, было 20–е по счету.

В рамках "Курток Кобейна" есть проект "Нити ДНК", записанный совместно с Монеточкой, и "Упражнения в равновесии" с Манижей. Как вам молодое поколение? Стоит ли ожидать трек с Гречкой? Вообще есть такое ощущение, что вы довольно внимательно следите за восходящими и юными новичками. Опять же, у вас есть песня "Пора возвращаться домой" с Oxxxymiron'ом.

— С Гречкой, наверное, нет. Точно мы будем что–то делать с Лизой Громовой. Мне очень понравилась эта певица, я услышал ее несколько месяцев назад. Мы даже берем ее на несколько разогревов. Возможно, в новом альбоме мы будем с ней что–то делать. С Face мы пробовали совместный проект как раз для "Курток Кобейна", но как–то не получилось ничего.

Вы до этого хорошо отзывались о Face: говорили, что из него может получиться второй Егор Летов.

— Почему нет? Его последние работы очень самобытные. Может вполне получиться новый Летов для тех, кому 20 или 18.

Как вы вообще узнаете Манижу, Гречку, Лизу? Вам кто–то о них рассказывает? Или вы целенаправленно ищете юные дарования?

— Apple Music очень сильно в этом мне помогает. Там очень много выходит музыки, каждую неделю, — слушать не переслушать. Но я регулярно туда заглядываю. Если что–то цепляет, пытаемся взаимодействовать с артистом. По большей части, конечно, я узнаю о них в интернете. Хотя с Манижей, например, меня познакомил Антон Севидов из Teslaboy. Это его давняя приятельница.

Вернемся к "Би–2". В апреле этого года вы выпустили новый альбом с симфоническим оркестром. В том числе были аранжировки песен из альбома 2017 года "Горизонт событий". Каждый альбом — это подведение неких итогов. Следующий альбом нам ждать в 2021 году? Уже пишете?

— Я думаю, что этой весной вы услышите первый сингл из этого альбома. Сейчас у нас уже пошла финальная стадия, начинаем сводить. А весь альбом выйдет либо в конце 2020–го, либо в начале 2021 года. Так что сначала сингл, а потом альбом. Так что ждите.

Я слышала, что у группы сухой закон во время концерта и перед ним. Это так? При этом первые 5 лет выступлений, по вашим собственным воспоминаниям, распить пару литров коньяка прямо перед концертом было обычным делом. Когда группа играет лучше — с допингом или без?

— Когда вся группа выпивала, а это было лет десять, наверное, назад или даже больше, мы были все в одном состоянии и настроении. Сейчас Левчик перестал пить, барабанщик с гитаристом, кстати, уже давно не выпивают. И, соответственно, все остальные подтянулись. Первое время, может быть, было как–то непривычно, а потом стало даже замечательно. Приходит определенное время, когда больше удовольствия получаешь, когда уже играешь трезвым. Так что да — у нас сухой закон на сцене и перед выступлением уже 5 лет, но после концерта, конечно, желающие могут выпить. Это конечно.

"Би–2" — титульная группа "Квартета И". Какой эпизод кино или спектакля "Разговоры мужчин…" или вообще "Квартета И" самый для вас близкий, больше других цепляет?

— Мой самый любимый проект у "Квартета И" — это "Быстрее, чем кролики". Хотя мы с ребятами плотно дружим, смотрим их спектакли, периодически участвуем в их "Письмах и песнях". Они сейчас снимают продолжение истории, которую затронули в последнем фильме. Как там он называется, когда они все в одной комнате сидят? Ремейк итальянского фильма.

"Идеальные незнакомцы"?

— Точно! Вот они предлагают нам написать что–то к следующему фильму. Так что встретимся, узнаем, что они хотят. Мы постоянно сотрудничаем с ними.

Фанаты с удовольствием ищут в ваших текстах ссылки на произведения литературы и кино. И, скажем так, небезосновательно. Какие фильмы — вообще или из последних — произвели на вас как на творческого человека наиболее сильное впечатление?

— Из всех последних русских фильмов меня особенно поразил фильм "Дылда" Кантемира Балагова. Странное, своеобразное, очень сильное кино. Из мирового проката — сценарист Ричард Кертис и Yesterday. Я его смотрел в Сан–Диего в оригинале. Ну просто я большой поклонник Beatles, так что это последнее, что меня зацепило.
Ну и наконец–то мы дождались завершения любимого сериала "Проповедник" — это лучшее, что я видел за последнее время. И всем рекомендую посмотреть.

В сентябре 1999–го вы приехали в Россию и искали разные пути продвижения, чтобы выпустить альбом здесь. В декабре этого года вы уже играли на первом "Нашествии": это было первое ваше крупное выступление. Самым действенным методом оказался выезд на дачу с шашлыками, водкой, новыми песнями и журналистами. Как вы считаете, сейчас такая акция сработала бы?

— Да, только сейчас блогеров вместо журналистов берешь, и все. Все то же самое, технологии те же. СМИ уже не обязательно привлекать.

Считается, что ваш источник вдохновения — это группы The Cure, Joy Division, The Sisters Of Mercy. А что у вас в плеере сегодня? Электроника? ZHU? Bob Moses?

— В плеере у меня, конечно же, последний альбом Elbow. Их Giants of All Sizes — это замечательная работа. С нетерпением ждал нового альбома британского музыканта Майкла Кивануки, отличный альбом выходит у канадской группы Half Moon Run. Ну и группа Temples мне нравится.

Есть ощущение, что последние несколько лет нишу рок–н–ролла занимает хип–хоп. С точки зрения и поведения музыкантов, и фанатов, и хайпа, и, например, остросоциальных тем, которые раньше освещал рок–н–ролл. Мне 29, как вы считаете, мои дети через 20 лет будут вообще слушать русский рок? Или они будут считать кумирами тех, кто сейчас в хип–хопе?

— Да не знаю даже, я как–то об этом не задумываюсь. Но все говорят: вот, русский рок умирает. Но посмотрите на "Нашествие": ни один другой российский музыкальный фестиваль столько не собирает зрителей. Поэтому, мне кажется, хоронить рок–н–рол преждевременно. При всех усилиях, с которым его постоянно хоронят, он становится все лучше и лучше.

Расскажите напоследок, как вы сохраняете голос? Пьете сырые яйца? Тщательно распеваетесь перед концертом? Берете уроки?

— По секрету скажу, что перед новым шоу мы тратим гораздо больше времени на саундчек, чем раньше. Час времени точно уходит, ведь надо обойти две сцены. У нас такая технология: когда мы приезжаем на площадку, уже все отстроено и работает. Так что мы смотрим на внутренний звуковой баланс, что–то добавляем–убавляем. Всю аппаратуру и продакшен возим с собой — за нами всегда едет фура, — так что на каждом концерте звук у нас одинаковый. Берем только площадку и электричество. Поэтому саундчеки и не занимают уйму времени. Про вокал скажу так: достаточно попеть на саундчеке — и все уже прекрасно.
Персона
Шура из "Би–2"
Именно таковы теперь официальные имя и фамилия артиста. В австралийском паспорте он обозначен так: Shura B II. Гитарист, композитор, автор песен и сооснователь группы "Би–2". Родился 3 февраля 1970 года в Бобруйске (Белоруссия). Женат. В 1988 году вместе с Левой основал группу "Би–2".