Иметь или быть? Поколение, выбирающее подписку

 

Три года назад в воздух впервые вознеслись ламентации юзеров, столкнувшихся с подпиской. Революционный подход предложила компания Apple, догадавшаяся превратить приложения App Store из товара в сервис.
Это было только начало глобального процесса субскрайбизации. Вскоре по подписке начали распространять кино и сериалы, образовательные курсы в интернете и даже наборы еды. А теперь Hyundai запускает в России сервис подписки на автомобили. По сути это шеринг, только без ограничений по срокам: можно и на час (это, понятно, дороже), а можно и на полгода–год (по тарифу 30 тыс. рублей в месяц). Немногим ранее Volvo начал предлагать кроссовер XC60 за 60 тыс. рублей в месяц. Ну а на Западе по этой модели уже давно предлагают премиальные марки: Mercedes, BMW, Porsche.
"Миллениалы изобрели лизинг", — шутят скептики и приводят расчеты: разница между подпиской и покупкой в кредит получается процентов двадцать. Но они не учитывают, что меняется само сознание потребителя, а 20% — это переплата за свободу от собственности.
Постсоветскому человеку понять это непросто. Какая еще свобода от собственности? Хватило нам 70 лет коммунизма! А если прибавить к этому все последующие кризисы и дефолты, то любая недвижимость (автомобили, квартиры, земля) ощущается как самое надежное средство сохранения капитала. И вот вцепились мы в эти квартиры и даже представить себе не можем, что в недалекой от нас Германии люди предпочитают не владеть недвижимостью, а арендовать ее. Им удобно: поменял работу — поменял квартиру. У нас же люди готовы полтора часа ехать до офиса, но зато владеть! Что уж говорить про смену работы: не факт, что вообще сможешь за что–то платить после такого стресса.
Но уже сейчас формируется целое поколение людей, которые не привязаны к офису. Они могут полгода жить в Петербурге, а еще полгода — где–нибудь в дружественной юрисдикции республики Кипр. И они вряд ли будут возить собственность за собой на тележке. Мозг, талант и социальные связи — вот их актив, который всегда с ними и который легко монетизировать. Все остальное можно оформить по подписке.