А еще есть ручники. О системе управления госфинансами и нацпроектах

Автор фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

 

Московский финансовый форум в конце прошлой недели подарил нам целую россыпь замечательных цитат. Премьер–министр Дмитрий Медведев, например, анонсировал новую систему управления госфинансами. Опираться она будет на нацпроекты.
"Мы получаем, конечно, не только положительный опыт, но и отрицательный, — признал премьер. — Но тем не менее мы договорились, что все–таки здесь положительного больше, и подобный подход мы договорились распространить на всю систему государственных программ, то есть, по сути, на всю систему государственного управления".
С кем именно Дмитрий Медведев договорился о положительной характеристике нацпроектов — неизвестно. По крайней мере точно не с главой Счетной палаты РФ Алексеем Кудриным и не с руководителем СбербанкаГерманом Грефом. Ведь на том же самом форуме первый заявил, что нацпроекты не могут обеспечить прорывного роста ВВП. И подкрепил слова цифрами: по экспертным оценкам, выполнение нацпроектов добавляет всего лишь от 0,1 до 0,6% ВВП. А выйти мы собираемся на 3%.
Герман Греф высказался в свою очередь: "Все деньги по национальным проектам нужно пустить на переизобретение, на создание новой модели в каждой из этих сфер: в образовании, здравоохранении, в государственном управлении… и в судебной системе. За эти деньги эти реформы мы точно можем сделать".
Настоящий фестиваль остроумия стартовал после выступления Анатолия Чубайса на пленарной сессии "Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты". "Управление экономикой, как и государством, — как управление автомобилем. Педаль газа и тормоза. Газ — экономика. Тормоз — правоохранительная система. Мы ухитрились нажать на обе так, что кости трещат", — задал тон легендарный реформатор. И хладнокровно продолжил: "Надо что–то делать с педалью, которая называется правоохранительной системой".
"Даже если нам удастся отпустить педаль тормоза, то нацпроекты дадут движение вперед. Это не может не сработать. Но это не все. Но помимо этого есть много педалей, которые тормозят. Есть еще ручники", — постарался вернуть беседу в безопасное русло министр финансов Антон Силуанов.
Герман Греф в ответ призвал готовиться не к уже прошедшим, а к грядущим вызовам, которые связаны с неминуемым падением мировых цен на нефть. "Если нет эффективной машины, бессмысленно жать на педаль газа. Весь бензин перерабатывается в пар. Надо поменять машину или двигатель", — резюмировал он.
Как тут не вспомнить старую шутку автомобилистов о том, что главная деталь в машине — это все–таки не двигатель, колеса или карбюратор, а прокладка. Та, которая между рулем и сиденьем.