Может сложиться ощущение, что аптечный рынок Петербурга перегрет. В пешей доступности легко найти минимум пять аптечных брендов. Внутри часто безлюдно, и скучающий фармацевт готов предложить подлечиться так, как мы давно привыкли: без консультации врача, купив пригоршню разноцветных пилюль.
"Во–первых, у нас аптеки восполняют дефицит первичной амбулаторной помощи и превращаются в консультационные пункты, — говорит Сергей Ануфриев, кандидат медицинских наук, основатель Петербургского медицинского форума. — Во–вторых, до сих пор во многих аптеках можно купить любой препарат без рецепта".
Об этом же год назад говорил и Минпромторг, который предлагает ограничить число аптечных организаций. "Цены на все значимые виды продукции растут именно из–за конкуренции между аптечными сетями в погоне за бонусами от производителей, аптеки открываются только в местах с высоким потоком потенциальных покупателей, в принципе не решая вопросы доступности лекарств", — указано в проекте стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года (пока не принят).
Упрямые цифры
По данным DSM Group, по количеству аптек Петербург находится на четвертом месте с конца — на 100 тысяч человек населения приходится лишь 31 аптека. Для сравнения: в Москве 43 аптеки, в Новосибирской области — 44, а в Брянской области — 63 (это максимум). На фоне Европы мы тоже не выглядим рекордсменами. По данным RNC Pharma, в России в среднем на 100 тысяч человек приходится 45 аптек. Примерно столько же — в Бельгии и Испании. В Германии — 26 аптек, в Великобритании — 21. "Проблематика рынка связана не с общим количеством аптечных учреждений, а с их неравномерной представленностью по регионам, — считает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. — Скажем, есть объективная проблема с доступом к лекарственной помощи в малонаселенных или удаленных районах страны. Но она не может быть решена без прямого госучастия, которое должно выражаться не в ограничениях открытия аптек, а в предоставлении пустующих помещений на льготных условиях или иных механизмах. Факт запрета на дистанционную или передвижную торговлю лекарствами делает невозможным решение целого ряда проблем, связанных с обеспечением лекарствами".
То, что жалобы исходят аж от чиновников Минпромторга, эксперты объясняют лоббизмом. "Это обычная жалоба, транслируемая крупными отраслевыми союзами. Конечно же, им хочется, чтобы аптек было меньше. Ведь чем ниже конкуренция, тем спокойнее работается, тем лучше продаются препараты, не надо думать о маркетинге, о развороте к потребностям покупателя", — объясняет генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Перемены грядут
Впрочем, уже в январе 2020 года власти планируют разрешить продажу лекарств через интернет — соответствующий законопроект сейчас на обсуждении (новый вариант поправок ко второму чтению ждут до 7 ноября). Это может полностью изменить всю торговую цепочку, в том числе функции дистрибьюторов и аптек, а большинство участников рынка рискуют прекратить существование.
Еще одной важной реформой опрошенные "ДП" эксперты назвали переход на европейскую систему страхового обеспечения лекарствами, когда назначенные доктором медикаменты отпускаются за частичную плату или бесплатно. В нашей стране это реализовано лишь отчасти, 70% препаратов граждане оплачивают сами.
Число аптек может сократиться и на фоне падения потребительских доходов. Согласно последнему отчету DSM Group, продажи лекарств в аптеках сократились впервые с 2015 года. За 5 месяцев штучные продажи упали на 3,7%. Так что участникам рынка впору самим бежать за успокоительным.