Туристические сим–карты уже потеряли популярность. Однако операторы не сдаются.
По оценкам компании Goodline, в пик расцвета туристических сим–карт (2010 год) объем рынка исчислялся миллиардами рублей, а число российских абонентов тревел–операторов достигало 300 тысяч.
Тогда на телеком–рынке появилось множество предтечей современных виртуальных операторов. На базе европейских (как правило, прибалтийских) компаний создавались международные сервисы, которые предоставляли услуги дешевого роуминга в десятках стран мира.
Сегодня в России таких операторов осталось не больше 10, а число абонентов упало до 20 тысяч. Однако хоронить этот бизнес рано: у оставшихся игроков по–прежнему есть нишевая аудитория. К тому же появляется новое поколение технологически развитых операторов.
Последний герой
Тревел–операторы по–разному оценивают текущее положение дел. Например, гендиректор Simtravel Максим Мнякин подчеркивает, что новые игроки на рынке появляются нечасто и живут недолго. "Однако наша абонентская база растет, и сегодня мы активно ищем новые точки роста, — рассказывает глава компании. — Стоимость наших услуг по–прежнему ниже, чем у российских операторов. При этом уровень сервиса все более важен, и мы его постоянно улучшаем".
Коммерческий директор Goodline Николай Башуткин, напротив, рассказывает, что подобные сервисы превратились в нишевую услугу для заядлых путешественников, которые регулярно перемещаются между странами и не хотят часто покупать сим–карты местного оператора. Представитель компании подчеркивает, что большая часть ее абонентов перешла в интернет. "Сильно повлияло появление бесплатного Wi–Fi в отеле и на улицах. У людей вошло в привычку общаться с помощью мессенджеров, и это позволяет немало сэкономить за рубежом", — говорит он. К тому же после 2014 года стоимость услуг стала не настолько привлекательной (все расчеты проводятся в долларах и евро).
"Изменилось ценообразование в Европе, откуда все эти компании были родом. Изменилась и структура туристического потока, контингент путешественников. К тому же есть специальные приложения, которые позволяют остаться со своим номером", — отмечает глава аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. В то же время он подчеркивает, что тревел–операторы выживают за счет удобства: все равно есть сегмент абонентов, которым важнее удобство и понятность тарифов.
Руководитель аналитического агентства TelecomDailyДенис Кусков говорит, что сегодня туристические сим–карты — это вариант для экономных. По его подсчетам, заинтересованные в постоянном наличии сети за рубежом в среднем за 2 недели отдыха тратят на связь около 3–4 тыс. рублей. А туристическая сим–карта позволяет потратить 1–1,5 тыс. рублей.
Разнообразный бизнес
Назвать бизнес тревел–операторов рентабельным можно с большой натяжкой. Так, выручка Simtravel (ООО "Технология") за 2018 год составила 18,2 млн рублей (было 96,7 млн в 2013 году).
Фактически классические компании оптом закупают трафик у крупных операторов (вроде Vodafone) и перепродают его своим абонентам. "Предоставленная скидка от оператора по большей части и является нашим доходом", — рассказывает Максим Мнякин.
По его словам, цены на услуги связи в каждой стране устанавливаются индивидуально. "Это большая работа по согласованию и заключению договоров с каждым оператором. В большинстве случаев одним из главных факторов снижения стоимости звонка является использование системы IP–телефонии. Иногда заключение договора с оператором в отдельной стране занимает больше года", — рассказывает он.
Тем не менее за последние несколько лет на рынке появились новые игроки, которые, по их утверждению, сильно отличаются от классических тревел–операторов.
В частности, Easy4 (вышел на рынок в 2018 году) планирует создать единый маркетплейс для туризма "не только для конечных потребителей, но и для компаний–партнеров, которые предоставляют услуги в сфере туризма и путешествий, начиная от заказа туров и билетов на самолет, вызова такси до выбора туристических маршрутов в стране пребывания".
В свою очередь, оператор ComfortWay предлагает дистанционную загрузку профилей местных операторов. При посещении какой–либо страны абонент автоматически переключается на их сеть и обслуживается по местным тарифам. Для этого компания сотрудничает более чем с 30 международными провайдерами.
"В России у нас несколько десятков тысяч абонентов, и мы прогнозируем их рост до нескольких сотен тысяч в течение 2 лет", — говорят в ComfortWay. По их данным, средний ARPU российского туриста получается около $40 в год.
По данным Пограничной службы ФСБ, в 2018 году россияне совершили 44,5 млн поездок за рубеж. При этом, по мнению экспертов, в 2019 году туристы планировали быть более экономными. Каждого из них новые операторы считают потенциальным клиентом.
Отметим, что за рубежом тревел–операторы по–прежнему востребованы — как минимум в странах, где роуминг очень дорогой (например, в Бразилии). Востребованность и перспективность таких услуг подтверждают и сами иностранные операторы.
"Мы считаем, что в будущем рынок таких туристических предложений имеет большой потенциал благодаря технологии электронных сим–карт. Она позволит операторам из разных стран создавать привлекательные пакеты услуг связи для туристов", — заявил "ДП" представитель международного телеком–оператора Orange.
Альтернативный путь
Большинство классических тревел–операторов закрылось из–за нерентабельности.
Многие из них попросту перестали инвестировать в свои проекты. А пожелавшие сохранить бизнес были вынуждены искать новую нишу, чтобы пристроить свои ресурсы.
Таким решением стало расширение деятельности на сферу Интернета вещей, а точнее — межмашинного взаимодействия (M2M).
Подобные проекты уже разрабатывают Goodline и Easy4. Сами компании говорят, что могут предоставить заказчикам доступ к устройствам без привязки к географическим границам, на которые опираются традиционные операторы.
"К примеру, наше решение позволит логистическим компаниям отслеживать перемещение грузов по территории России и за ее пределами, собирать Big Data по множеству параметров для дальнейшего анализа "с одних рук", — объясняют в Easy4.
Впрочем, по словам Юрия Брюквина, это позволит операторам найти небольшую дополнительную абонентскую базу, но "какого–либо коммерческого успеха ждать не стоит, поскольку на этих услугах они выручат копейки".
“
Международные сим–карты сильно отличаются от местных. Локальная сим–карта запрограммирована для работы только в одной сети, которая существует в указанном географическом местоположении, тогда как международная работает в нескольких сетях по всему миру. Многие телефоны в США и Канаде привязаны или заблокированы для использования локальной инфраструктуры, установленной местным провайдером.
Также важно удобство путешествия на машине: вам не нужно беспокоиться о своевременной смене карты при пересечении границ, поскольку больше нет покрытия «местной» сети предыдущей страны.
Гайдар Гасанов
эксперт Международного финансового центра
“
С развитием телеком–технологий и широким распространением беспроводных сетей спрос на тревел сим–карты в ЕС, к сожалению, снизился. Однако в других регионах, таких как Азия, Африка и Южная Америка, наш продукт по–прежнему широко востребован.
Путешествия становятся все более доступными, а наличие постоянного интернета — все более важным. Поэтому airBalticCard Mobile — один из наиболее популярных сервисов у наших клиентов.
Сегодня развитие M2M–карт — очень значимый шаг в продвижении продукта, поскольку наши тарифы конкурентоспособны в этой нише, а сам рынок постоянно растет.
Алиса Бриеде
официальный представитель airBaltic