В июле на базе Единого центра предпринимательства стартует федеральная программа обучающих семинаров «Школа экспорта Российского экспортного центра (РЭЦ)» в Петербурге. О преимуществах программы и знаниях, которые получат участники семинаров, рассказывает директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Лев Кузнецов.
—
Лев Андреевич
, в чем суть этой программы?
— «Школа экспорта РЭЦ» — это фактически курсы повышения квалификации для начинающих и действующих экспортеров. Специалистам РЭЦ удалось собрать всю необходимую и актуальную информацию и последовательно структурировать материалы для реализации экспортного проекта на всех его этапах: от выбора рынка и поиска покупателя до возврата валютного НДС и получения валютной выручки. Среди рассматриваемых вопросов: маркетинговые и деловые коммуникации, управление финансами, таможенное оформление, логистика и государственная поддержка.
Целью программы является конвертация региональных предприятий в активных экспортеров. Также важно отметить, что малые и средние компании Санкт–Петербурга могут обучать своих представителей в рамках программы на безвозмездной основе.
— В чем основное отличие ВЭД от внутреннего рынка?
— Некоторые этапы экспортной сделки (маркетинг, ценовая политика, контракты, переговорный процесс) схожи с продажами на внутреннем рынке, но и в них нужно учитывать менталитет различных зарубежных партнеров. Кроме того, есть ряд сфер, с которыми при ведении бизнеса внутри России предприниматели не сталкиваются: таможня, международная логистика, страхование возможных рисков, особенности финансирования экспорта.
— Это первый опыт реализации подобных проектов?
— Нет. Петербург одним из первых включился в федеральную программу по повышению уровня экспортной компетенции субъектов малого и среднего бизнеса. Школа экспорта в Едином центре предпринимательства действует в Петербурге с апреля 2016 года, и на сегодняшний день по итогам очного обучения уже было выдано более 300 удостоверений о повышении квалификации.
— Единый центр предпринимательства выступает оператором программы?
— Как правило, школа экспорта во всех регионах России реализуется на базе центров развития предпринимательства, региональных центров поддержки экспорта — в таком случае получается хорошая синергия. Компании, кроме непосредственно экспортной компетенции, получают информацию о действующих мерах поддержки и о том, как их применять (если в этом есть необходимость) на том или ином этапе реализации экспортного проекта. И в дальнейшем становятся получателями услуг Центра поддержки экспорта СПб ГБУ «ЦРПП», например, получают бесплатное консультационное сопровождение, профессиональный перевод презентационных материалов на безвозмездной основе, принимают участие в образовательных проектах и бизнес–миссиях.
— На какой срок рассчитано обучение?
— Образовательная программа состоит из 11 курсов. Отдельные курсы посвящены актуальной сейчас теме электронной коммерции, государственной поддержке экспортеров и продуктам группы РЭЦ. Первый семинар «Основы экспортной деятельности» состоится 4 июля, затем мы будем проводить их практически каждую неделю — до октября. Все обучающие модули будут проходить на площадке Единого центра предпринимательства на Полюстровском пр., 61.
— Предприниматели — люди занятые, и обучаться им хочется в сжатые сроки…
— Все это учтено при разработке программ. Курсы отличаются емкостью и сжатостью информации и являются, по сути, форматом mini–MBA. Каждый очный курс образовательной программы длится один рабочий день с 9 утра до 18 часов. При этом в содержании курса около 60% теории и 40% практики. Для удобства наших слушателей предусмотрены кофе–брейки, а онлайн–тестирование для получения сертификата «Школы экспорта РЭЦ» проводится в специально подготовленном компьютерном классе и не занимает больше 20 минут. Получаемые участниками сертификаты подтверждают, что сотрудник компании не только прослушал семинар, но и получил новые знания, которые может применять на практике.
— По вашему опыту, каких именно знаний не хватает российским экспортерам?
— Большинство действующих специалистов имеют теоретическую университетскую подготовку, основывающуюся на анализе еще советской государственной системы экспорта. Современного системного образования в этой сфере в РФ пока просто нет, поэтому «белые пятна», к сожалению, повсюду. Около трети запросов поступает от предпринимателей, не имеющих опыта ВЭД и даже не представляющих своих возможностей, — они просто услышали, что мы можем помочь и помочь бесплатно.
Мы учим их тому, как самостоятельно провести экспресс–анализ: куда можно экспортировать, на каком уровне и с кем конкурировать. Определить конкурентное преимущество своего продукта — качество, инновационность, цену, сроки и условия доставки или продаж — должен сам экспортер. А уже потом обратиться в центр поддержки экспорта в Едином центре предпринимательства или в Российский экспортный центр с конкретным запросом. Работать с таким потенциальным клиентом намного эффективнее.
— Какие из тем особенно востребованы?
— Например, онлайн–торговля. Это одно из активно развивающихся, в том числе при поддержке государства, направлений работы малого бизнеса с зарубежными рынками. Многие действующие экспортеры крайне медленно переходят от привычных оффлайн–продаж в онлайн–торговлю. И часто это происходит только потому, что им не хватает информации о работе на интернет–площадках: каждая из них имеет свои особенности и требования для экспортеров. Новый курс школы экспорта «Возможности онлайн–экспорта» призван ликвидировать эти и другие пробелы. Кроме того, эксперты школы подготовили курсы по налоговому, правовому и таможенному сопровождению экспортной деятельности, которые должны заинтересовать бухгалтеров, юристов и других специалистов, курирующих данные направления в компаниях.
— Кого вы хотели бы видеть на курсах в первую очередь?
— Руководителей предприятий — тех, кто принимает решение: нужна ли компании ВЭД, готовы ли к ней производство и команда. На наш взгляд, начать важно все–таки с формирования менталитета руководителя. Если мы зародим идею, что ВЭД возможна и этому нужно научиться, тогда уже понадобится и образование конкретных специалистов. В каждом семинаре от компании могут принять участия два представителя, мы рассчитываем, что это будут руководители и специалисты по ВЭД, маркетингу, бухгалтеры, юристы — в зависимости от конкретной темы. Тогда в результате обучения в компании сформируется команда, обладающая необходимой компетенцией для успешной реализации экспортных проектов.
Подробнее ознакомиться с расписанием семинаров и подать заявку на участие можно по ссылке https://www.crpp.ru/tsentr_eksporta/obrazovatelnyie_seminaryi
По вопросам участия и регистрации вы также можете обратиться к сотрудникам центра экспорта по тел. 372-52-90 (доб. 704) или по эл.почте shestakov@crpp.ru