Формула турнира. Как вымести чертей из темных углов российского футбола

Автор фото: РИА Новости
Все уже придумано до нас, главное — выполнять принятые алгоритмы. Но именно с этим у нас как раз и есть проблема. Ходим по кругу.
Если что–то долго делать очень плохо, то в момент, когда требуется перестроиться, наступает тяжкое состояние. Российский футбол привык быть веселым балаганчиком — пускали пыль в глаза разве что редкие "фестивали" в виде выигрышей кубков УЕФА и прорывов национальной сборной. Сейчас в Российском футбольном союзе новое руководство. Оно хочет навести порядок и даже, как любит президент Александр Дюков, лоск. Чтобы бедные заслуженно оставались бедными, но достойными, а не жуликоватыми, а богатые вкладывали средства так, чтобы сборной России не приходилось пробиваться на крупные турниры мытьем и катаньем. Методы руководителям РФС представлялись понятными: жить пора начинать по средствам, следовательно, Премьер–лигу лучше всего сократить.
Но в России к чемпионату мира построили много современных стадионов, в том числе в городах, где нет клубов Премьер–лиги: в Волгограде, Саранске, Калининграде, Нижнем Новгороде. Причем лишь последние хоть как–то заявили о своих претензиях, пробившись в стыковые игры по итогам сезона 2018/19 (результат неудачный). Саранск словно держит команду "на всякий случай", а Волгоград и Калининград — нищие, а заодно и страдающие от управленческого голодания. Помимо салтыковщины, объяснений того, почему в двух городах с большой тягой населения к футболу клубы дышат на ладан, нет и быть не может.
Магическое слово "наследие", оставшееся с чемпионата мира — 2018, логично требует дать этим городам шанс. А поскольку самостоятельно выйти в Премьер–лигу они не могут (причем не только по спортивному принципу), уже давно, еще до прихода Дюкова в РФС, высказано пожелание расширить РПЛ до 18 команд.
Наши люди удивительны: даже не будучи готовыми, большинство руководителей клубов высказались за расширение. Открыто против оказался лишь "Спартак".
Привычка жить на дотации госкомпаний никуда не денется, пока существует тот самый социальный фактор. Другой вопрос — как на них жить.
Например, в венгерском футболе за последние 10 лет произошли серьезные изменения. Денег в нем стало больше раза в три, а государство поддерживает клубы практически официально. Правда, кое–что просит взамен. Прозрачную бухгалтерию, неучастие иностранных игроков в матчах второй лиги. Запретов или лимитов нет — просто если хочешь иметь легионеров в составе, то господдержка сокращается. И клубы выбирают деньги, как и новые стадионы, которыми страна буквально обросла за последние 3 года.
Столкновением взглядов руководства РФС, политики "партии и правительства", пугающей реальности в футбольном хозяйстве, где никто никакую прозрачность вам никогда не даст ("Балтику" ту же осенью наказали за долги по налогам, плюс долг по бюджету составил 13 млн рублей), дело не ограничилось. Глава ЦСКА Евгений Гинер, который ежегодно борется за то, чтобы отбить средства, вложенные в новый стадион ($350 млн), посчитал, что за свои зарплаты футболисты РПЛ играют совсем немного матчей, и предложил увеличить количество игр в сезоне, а количество команд оставить прежним — 16.
Получается слишком много всего, как русских щей в котелке: то участников, то игр. О качестве говорить снова не приходится, потому что международный календарь перенасыщен для всех живущих под эгидой ФИФА. Исключение — чемпионат Северной Кореи, но он к нормальной жизни отношения не имеет. "Зенит" на неделе начал подготовку к новому сезону в Австрии, хотя "сборники" к нему смогут присоединиться позже, а колумбиец Барриос — только после окончания для своей сборной Кубка Америки. Понятия "пауза" в футбольном мире больше не существует.
Вот и изобретает рабочая группа РПЛ новую формулу турнира. То ли в три круга ее сделать, то ли на две части участников по промежуточным итогам разделить. Хотя матрицу для чемпионатов больших, но не особо сильных по инфраструктуре стран давно разработала австралийская А–лига: 10 команд, плей–офф для первых шести с выгодой от занятого в регулярном чемпионате места в виде преимущества своего поля. Каждый матч — бой до последнего вздоха.
Может, Александр Дюков был бы и не против такой формулы, но Россия большая, темных углов с лезущими из них чертями много. Придется ждать, незаметно создавая условия для того, чтобы все неестественное и нелогичное отмирало само.
Придумывать самим ничего не надо, все уже давно изобретено. Главное — выполнять принятые алгоритмы. Но именно с этим у нас как раз основная трудность.
Иван Жидков, главный редактор Sportsdaily.ru, специально для "ДП"