Российский рынок маловат для автозаводов

 

За все время развития автопрома в Петербурге заводы Nissan и Toyota не были загружены на 100%. То есть российский рынок не способен поглотить объемы, которые могут производить эти предприятия при полной загрузке, при нынешнем модельном ряде. Логично, что концерны решили развивать экспорт автомобилей в другие страны — в первую очередь в границах Таможенного союза.
При этом завод Hyundai в Петербурге работает ежегодно на полную мощность. Здесь объем произведенных на экспорт автомобилей — как раз один из факторов, позволяющих предприятию быть загруженным на 100%.
Toyota Camry сейчас самый популярный автомобиль в Казахстане. Она опережает даже нашу же LADA, несмотря на то что у отечественной марки очень сильный дилер в стране. Популярным в стране также считается кроссовер Hyundai Creta. Например, за апрель–май 2019–го продано около 550 автомобилей этой модели. По итогам 2018 года модель Creta также входила в топ–10 самых популярных автомобилей в Белоруссии: было продано 1346 штук (+59%). В топ–15 вошла и дебютировавшая на рынке Kia Rio X–Line (1159 автомобилей).
В каких еще странах у автопрома петербургской сборки есть потенциал? Надо посмотреть, у кого самые доступные по цене автомобили и количество таких моделей. По этому параметру в лидерах Hyundai. Значит, у завода есть все возможности искать новые рынки.
Но опять же — все зависит от глобальной политики концерна. Нет смысла, например, поставлять автомобили из Петербурга в Индию, если там есть похожая модель, которая привозится с более близкого завода. С другой стороны, есть рынки, где более востребованы кроссоверы, чем бюджетные седаны. И тут больше шансов у того же Nissan.
В целом там, где низкие ввозные таможенные пошлины и присутствуют местные дилеры марок, есть ниша на рынке. Но в любом случае направления экспорта определяют глобальные штаб–квартиры. Нет смысла из Петербурга экспортировать, например, Nissan в Европу, когда туда везут автомобили с завода в Великобритании. Но, если вдруг на этом заводе будет сокращен модельный ряд из–за Brexit, тогда все возможно.
В итоге, что касается Европы, теоретически перспектива экспорта туда есть. Но, на мой взгляд, это скорее Северная Европа.
Сейчас доля экспорта в общем объеме производства машин в Петербурге составляет порядка 6%. Но это не рекордный показатель. В 2013 году он достигал 7,5% (29,3 тыс. авто). На тот момент экспортировали только Hyundai и Toyota в страны СНГ, при этом 88% поставок приходилось на Казахстан и Украину. После известных событий на Украине экспорт в эту страну прекратился. Это и стало основным фактором сокращения показателей. Автозаводы стали искать новые рынки, в результате тот же Hyundai некоторое время поставлял машины в страны Северной Африки.
По итогам прошлого года объем экспорта составил 22 тыс. машин. Думаю, что в этом году рекордный показатель пока не будет преодолен.
Михаил Чаплыгин, гендиректор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"