Сергей Мордовин Все статьи автора
12 июня 2019, 11:19 557

Диплом с ограниченным сроком годности

Регулирование вузовского образования не поспевает за изменяющейся экономической действительностью. Заниматься дизайном и содержанием учебных программ заведений могут и должны работодатели. Свое видение положения дел и путей модернизации профессиональной подготовки сформулировал ректор Санкт–Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Сергей Мордовин.

Большая перемена. Рейтинг высших учебных заведений

Большая перемена. Рейтинг высших учебных заведений

14981
Редакция

Состояние дел

Главная базовая проблема — стандарты. На их разработку уходило раньше, примерно как и сейчас, пару лет. А еще плюс 4–5 лет обучения в вузах. И это отставание от потребностей работодателя — как минимум в 6 лет — всех устраивало. Сегодня вузы готовят "генералов к давно прошедшей войне", и это всем стало очевидно.

Если оставить в стороне встречающуюся откровенно некачественную работу учебных заведений — а такое было всегда и, несомненно, всегда будет, то главная объективная причина — постоянное неизбежное изменение самого рабочего места и, соответственно, требований к компетенциям работника.

Рекомендации

  1. Радикально уменьшить количество профессиональных стандартов, оставив только самые базовые, реально необходимые. Сами стандарты должны быть максимально гибкими: минимум жестких и максимум т. н. мягких. Это пожелание к Минтруду. Соответственно, и образовательные стандарты должны быть изменены точно таким же радикальным образом.
  2. Начать ориентировать вузы на подготовку не просто специалистов, а специалистов, умеющих (в данном случае речь идет именно об освоении технологий!) самостоятельно и постоянно учиться. Некоторые профессии попросту могут исчезнуть за долгое время обучения студентов, придется самостоятельно осваивать новые. И делать это неоднократно. Вариант профессии на всю жизнь сегодня уже не работает!
  3. Очень симпатичной выглядит идея, достаточно широко обсуждаемая на Западе: диплом с ограниченным сроком действия. Знания в наше время стремительно устаревают. Соответственно, ввести обязательное периодическое подтверждение работником компетенций в соответствии с актуальными требованиями рабочего места считал бы весьма полезным и действенным.
  4. Привлекать к преподаванию и аттестации студентов (начиная с первого дня обучения) представителей работодателей с предоставлением им права активно вмешиваться в дизайн / содержание программ. В этом смысле было бы неплохо вспомнить советский опыт создания втузов на базе крупных промышленных предприятий.

Резюме

Вузы, как и все другие учебные заведения в мире, готовят специалистов в лучшем случае в соответствии со вчерашними, если не позавчерашними, потребностями работодателей. Поэтому и не нужно упрекать их в подготовке специалистов, неготовых профессионально работать сразу после окончания. Будущих работников к этому надо готовить если не с детского сада, то со школьной скамьи. А работодатель, как наиболее заинтересованное лицо — главный стейкхолдер, — просто обязан сам активно участвовать в этом процессе.

Сергей Мордовин, ректор ИМИСП

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама