Привлекают риск и новизна. Выставочным залам необходимы фандрайзеры и менеджеры проектов

 

В сфере искусства тяжело найти тех, кто способен обеспечивать проект ресурсами. Речь не только и не всегда о поиске финансирования: часто и этого бывает недостаточно. Работа с искусством внешне кажется достаточно привлекательной и интересной, но в ней точно нельзя ориентироваться на материальные стимулы. Здесь нельзя найти высокие доходы, но можно отыскать другое: возможность воплотить свои амбиции и быть причастным к чему–то большему, чем наша повседневность. Это вызов для людей, которые не считают материальный достаток главным достижением своей жизни, будь то кураторы, художники, дизайнеры, декораторы, финансовые агенты или юристы.
К выставочной деятельности нельзя относиться как к предприятию. Вряд ли стоит принимать решение о создании той или иной выставки, используя критерий финансовой успешности. Да, случаются коммерчески успешные проекты, но в них есть опасность: часто выставки, которые окупают себя, ориентируются на вкус массовой аудитории и все дальше уходят от настоящего искусства.
Сейчас выставочным залам необходимы фандрайзеры и менеджеры проектов, а точнее — продюсеры или координаторы. Люди, способные не только генерировать, но и воплощать идеи, примирять их с реальностью — организационно, финансово и пространственно. Нужен посредник между куратором и реальным миром — такой человек всегда будет востребован. В определенном смысле это тоже куратор, но куратор не творческий, а организационный.
Но может ли кураторство стать профессией? А "художник", "поэт" или "писатель" — это профессия? Вопрос неоднозначный. Есть примеры, когда человек зарабатывает только кураторской деятельностью, но в России это случается редко. Обычно куратор совмещает ее с чем–то еще: с писательством, c преподаванием, с научными исследованиями в области культуры и искусства, с руководством какой–то институцией. Что касается ближайшего будущего, здесь очень важно, как вообще будет развиваться художественное пространство в России (и не только, поскольку мы — часть глобального арт–мира). Чем больше людей будет интересоваться кураторскими проектами, ходить на выставки, тем больше будет кураторов.
По сути куратор — это проводник между огромным таинственным миром искусства и аудиторией. Среди них не так много людей, способных смотреть на выставочный проект как на цельное художественное явление, которое не только содержит в себе произведения искусства, но и становится самостоятельным высказыванием. При этом в сфере искусства нет однозначных эталонов и оценок: все мы занимаемся экспериментом, поэтому риск и новизна часто привлекают "Манеж" больше, чем статус какого–либо куратора.
Павел Пригара, директор центрального выставочного зала "Манеж"