Алексей Лепорк Все статьи автора
26 апреля 2019, 06:26 1453

Умная скромность. Как создать исторический музей без лишнего пафоса

Фото: www.erm.ee

Как придумать исторический музей сегодня? Более того: если рискнуть и спросить — как рассказывать историю сегодня? Сложно, дико сложно. И при этом удержаться от пафоса, надрыва, обойтись без набирания воздуха в широкую грудь. Без истерической гордости и злобы. Согласитесь, нам нелегко это представить. Трудно представить и музей, в котором нет одной точки зрения. Но столь же трудно не впасть в искушение тотальной мультимедийности и придумывание своего рода много–D–кино в музейных стенах.

Стадион или библиотека? Три урока, которые нам стоит заучить, глядя на новую архитектуру финской столицы

Стадион или библиотека? Три урока, которые нам стоит заучить, глядя на новую архитектуру финской столицы

1428
Алексей Лепорк

Эстонцам как раз это точно удалось. Новый национальный музей Эстонии в Тарту может у многих вызвать даже недоумение: нет рассказа, нет фактов и сведений в самом простом виде. Но именно поэтому главная экспозиция и называется "Встречи". Это они и есть — в самом буквальном смысле встречи с вещами и рассказы о них. Предметы могли попасть в экспозицию из собрания музея, а могли быть просто принесены вами, друзьями, соседями, незнакомыми соотечественниками. И вместе они образуют такую мозаику истории. Этнографическую, археологическую и личную. Внешне случайную и местами даже запутывающую. И начинается она не из прошлого, а из нашего времени и постепенно уходит в дальнюю перспективу, размывается и раскручивается.

В самом начале вы можете натолкнуться как на джинсы и магнитофон как мечту 1980–х, так и на приметы 1990–х, 2000–х или наших дней, а дальше в ней и "Ундервуд", и "Зингер", и долбленая лодка. Ко всем предметам написаны истории, их можно прочесть, переключившись на нужный язык, задуматься, подставляя свой рассказ. И дальше уходить вглубь и вдаль.

Для такого музея нужно очень специальное здание. Таким оно и выросло почти на окраине Тарту. На месте первого аэродрома на эстонской земле и рядом с бывшим имением Липгартов, семьи, знакомой нам прежде всего благодаря своему представителю — портретисту и историку искусства. Старая усадьба, в которой музей располагался перед войной, стала руиной в 1944 году. После на всей этой обширной территории располагалась база советских стратегических тяжелых бомбардировщиков. В 2005–м был конкурс на новый музей, его выиграло парижское бюро DGT. Предложенная идея была именно в том, чтобы вписать здание в линию прежней взлетной полосы: девиз проекта был "Поле памяти". Тут сошлись и старая усадьба, и база, и все, что там было.

Здание само по себе неожиданно. Оно не монумент, не зазывной символ, оно не давит. И никакого шоу. Постройка вытянутой формы напоминает своего рода гигантский полупрозрачный брус, прижатый, припластованный к земле и открывающийся навстречу зрителю громадным стеклянным навесом. Вход — своего рода остроугольная воронка, затягивающая внутрь. Никакого нарочитого эффекта, никакого "эффекта Бильбао", ставшего после музея Фрэнка Гери своего рода маркером новых объектов в полузабытых местах на карте Европы. После светлого вестибюля начинается экспозиция, постепенно снижающаяся по высоте и уходящая вдаль. Простой знак — уплотнение вглубь. Сгущение и затухание памяти.

Ходить там можно бесконечно долго. Это такой идеальный музей для посетителей разных поколений, когда старшие могут рассказывать младшим разные истории, от известных до сугубо личных — смотря какие вещи их к тому сподвигнут или какие приоткроют дверцу. И потому это лучший исторический музей — он про нацию и ее жизнь в веках. Именно про людей, а не про подвиги, победы или поражения.

Внизу расположена в своем роде чисто этнографическая экспозиция "Эхо Урала" про финно–угорскую группу народов. Это блистательно ясная выставка, самое начало — схема народов, разветвленная и даже неожиданная. А дальше вы переходите от одних к другим, попадаете в дома, избы, смотрите на природу и на то, как все эти родственники разошлись, расползлись по Европе и Азии. Рассказано просто, а потому и в голове ясность возникает. Вы, быть может, и помнили, что именно ханты и манси — ближайшие родственники венгров, а я вот подзабыл, но тут навсегда запомнил.

Превратить историю в людей — мощная задача. Не в героев и властителей, а именно в людей. Если честно, это даже поучительно. Характерно, что Эстония — единственная из прибалтийских стран, не создавшая национальных монументов в межвоенный период. Это умная скромность. И этот музей — тоже. История ведь — это память поколений, в которой бережется все, отсюда и непрерывность.

Пауза на Обводном. Индустриальный пояс — последний шанс раздвинуть исторический центр

Пауза на Обводном. Индустриальный пояс — последний шанс раздвинуть исторический центр

26452
Алексей Лепорк
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама