Амера Карлос Все статьи автора
14 марта 2019, 08:03 7115

Смещение планов. "Газпром нефть" ведет переговоры о передаче 140 АЗС ретейлеру Stopexpress

Петербургский ретейлер Stopexpress, в 2017 году взявший в управление 40 АЗС "Газпромнефть", может получить еще 140 объектов

Как стало известно "ДП", "Газпром нефть" ведет переговоры о передаче 140 собственных АЗС, расположенных в Петербурге и Москве, петербургскому ретейлеру Stopexpress. "Планы не окончательные, постоянно происходят корректировки", — рассказал "ДП" источник, близкий к нефтяной компании.

Побочная экономика АЗС. Заправки делают ставку на кофе

Побочная экономика АЗС. Заправки делают ставку на кофе

8330
Карашаш Ногаева

Другой источник "ДП" также знает о планах "Газпром нефти" передать в управление Stopexpress более 100 АЗС. По его словам, во II квартале ретейлеру отойдут 25 заправок в Москве. Также ретейлеру планируется передать 45 АЗС "Астра", которые "Газпром нефть" берет в аренду. Впрочем, переговоры об аренде затягиваются, что может привести к смещению планов по расширению Stopexpress.

В "Газпром нефти" подтвердили информацию о расширении партнерства, однако назвали другое число передаваемых в управление заправок. "На сегодняшний день в управлении Stopexpress находятся 40 АЗС сети: 20 в Петербурге и 20 в Москве и области. Нам удалось достичь всех экономических показателей, которые мы закладывали при планировании проекта. Например, стоимость пролива снижена на 5%, валовый доход вырос на 9%. Cредний чек в январе–феврале 2019 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — рассказал "ДП" руководитель сети АЗС "Газпромнефть" в России и странах СНГ Олег Кузьменков.

Вопрос, ведутся ли переговоры о передаче ретейлеру 140 АЗС, Олег Кузьменков оставил без комментариев. Топ–менеджер сообщил через пресс–службу, что "в настоящее время мы ожидаем разрешение ФАС на консолидацию активов сети "Астра". Мы намерены взять в управление 49 станций, из них 19 объектов будем готовы передать Stopexpress в рамках расширения пилотного проекта".

Бизнес–модель партнерства осталась прежней — "Газпромнефть–Центр" поставляет на АЗС нефтепродукты и оплачивает Stopexpress агентское вознаграждение за организацию процесса по их реализации. Ретейлер, в свою очередь, выплачивает "Газпромнефть–Центру" процент от выручки с продажи сопутствующих товаров.

Уникальное партнерство

ООО "Стопэкспресс" (ТМ Stopexpress) создано в 2012 году выходцем из сети "Лента" Владимиром Сенькиным.

Биржа заправкам не указ. АЗС попытаются компенсировать многомиллионные убытки без оглядки на биржевые цены

Биржа заправкам не указ. АЗС попытаются компенсировать многомиллионные убытки без оглядки на биржевые цены

12445
Виктория Бабаева

В начале старта проекта с "Газпромнефтью" ему принадлежало 85% ООО, еще 10% было у гендиректора компании Константина Лебедева (также выходец из "Ленты"), 3% — у Олега Григорьева, по 1% — у Сергея Белова и Игоря Шокота. Сейчас, по данным СПАРК, доля Владимира Сенькина снизилась до 21,5%, зато выросла у генерального директора Константина Лебедева — до 75,5%, Олегу Григорьеву сейчас принадлежит 1,5%, Игорю Шокоту — 1%, и Сергею Белову — 0,5%.

Выручка ООО "Стопэкспресс" в 2017 году (за 2018 год еще не опубликована) составила 267,7 млн рублей против 211 млн годом ранее. Чистая прибыль выросла с 1,8 млн рублей до 7,8 млн рублей.

В "Стопэкспрессе" на запрос "ДП" не ответили.

Партнерство "Стопэкспресса" и "Газпромнефти" уникально тем, что это первый в истории России состоявшийся союз, когда ретейлер берет полностью в управление АЗС, чтобы продавать и топливо, и сопутствующие товары.

В разное время переговоры о получении в управление АЗС вели лидеры продуктового розничного рынка — Х5 Retail Group, управляющая сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", а также "Магнит", однако эти переговоры ничем не закончились. По данным "ДП", Х5 хотела несколько лет назад взять в управление 500 АЗС у "Роснефти", пилотный формат даже тестировался на одной из АЗС в Московской области, но дальше этого дело не пошло.

Небольшой петербургской розничной компании удалось то, что не смогли реализовать лидеры рынка. Вполне вероятно, что такое партнерство состоялось благодаря старым связям: владелец Stopexpress Владимир Сенькин и топ–менеджер "Газпромнефти" (работает в этой структуре с 2010 года) Алексей Бобров когда–то работали вместе в продуктовой сети "Лента".

Как ранее писал "ДП", первые три заправки Владимир Сенькин взял в управление летом 2016 года. Этому предшествовали трехлетние переговоры.

К 2017 году эксперимент был признан успешным, и "Газпромнефть" подписала договор на открытие 40 АЗС.

По словам гендиректора "РусХОЛТС/Retail&HoReCa"Александра Кузьмина, в России практически нет аналогичных партнерств по нескольким причинам. Главная — в рознице мало кто готов принять на себя управление заправками. Речь идет не просто об аренде 100–200 м2 торговых площадей, а об управлении объектом повышенной опасности, занимающимся помимо торговли еще приемом, хранением и реализацией нефтепродуктов.

"Нефтяные компании, вступая в партнерские проекты с ретейлерами, рассчитывают на снижение расходов по обеспечению фонда оплаты труда сотрудников АЗС, а также ряда эксплуатационных расходов, которые перекладываются на бюджеты ретейлера, — говорит Александр Кузьмин. — Но часто получается, что для выполнения всех требований, принятых на себя ретейлером, последний тратит больше, чем тратила нефтяная компания, передавшая АЗС в управление".

Технические ограничения

С ужесточением конкуренции в ретейле розница пробует разные форматы торговли, в том числе небольшие — площадью от 60 м2. В частности, Петербургская топливная компания (ПТК) рассматривает возможность партнерства с сетями фастфуда, вплоть до того, чтобы отдать им точки в управление.

"Но есть разные технические сложности. Например, надо понять, кто отвечает за продажу нефтепродуктов. Содержать и продавца, и оператора топлива невыгодно, зарплата съест весь экономический эффект. Или кто несет ответственность перед клиентом. Операторы АЗС не совсем понимают, как продавать продукцию общепита. И таких вопросов много", — говорит заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов.

"Сабвей Россия" имеет уже 35 точек общепита на АЗС "ЛУКОЙЛа", "Татнефти", "Башнефти" и более мелких операторов в России. И сейчас ведет активные переговоры с АЗС об открытии кафе, потому что видит увеличение спроса со стороны потребителей.

"Рынок общепита в России сейчас непростой, и все игроки ищут возможности для оптимизации и повышения эффективности бизнеса. Не все наши проекты реализуются из–за каких–то технических ограничений и площадей: не у всех АЗС достаточно места для открытия полноценного кафе", — рассказал Олег Протопопов, руководитель департамента франчайзинга "Сабвей Россия".

По словам Александра Кузьменкова, увеличение числа партнерств будет зависеть от позиции нефтяных компаний, которые формируют условия передачи своих АЗС в руки сторонних партнеров. Если арендная ставка и размеры других платежей за использование имиджа нефтяной компании будут позволять арендаторам зарабатывать больше, чем на открытии магазинов в традиционных локациях, то число таких проектов между АЗС и ретейлерами будет расти, особенно в крупных городах.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама