Объем российского рынка электронной торговли по итогам прошлого года составил 1,28 трлн рублей, его доля в обороте всего российского ретейла составила 4,07%, следует из отчета Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, подготовленного для Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). В ближайшие 5 лет российский e-commerce, по прогнозам аналитиков, вырастет до 2,78 трлн рублей (или 8,5% от суммарного оборота). Доля трансграничной торговли в 2018 году в общем объеме интернет-торговли составила почти треть, 28,5% или 363 млрд рублей.
Прогноз составлен на основе ранее проведенных оценок различных экспертных организаций, в том числе компании Data Insight, Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), ЦБ РФ, Hermes Group, НАДТ и Euromonitor International. Он оказался существенно ниже ожиданий банка Morgan Stanley (3,49 трлн рублей). По прогнозу Ozon, объем рынка e-commerce может достичь 2,5-3 трлн рублей уже в 2022 году. Замедление темпов роста объясняется незначительным приростом аудитории Рунета — в последние 3 года интернет-аудитория не росла, и, как следствие, количество вовлеченных в сферу онлайн-торговли покупателей также не увеличивалось. Сейчас это не более 35-43% населения или 41-51 млн человек, приводит отчет РБК.
Сегодня интернетом в России пользуется немногим более 70% населения, и количество пользователей последние годы действительно растет очень незначительно, подтвердил агентству президент АКИТ Артем Соколов. Дальнейший рост интернет-торговли возможен за счет увеличения количества заказов на одного покупателя. Самой популярной категорией по частоте совершения покупок, по его словам, являются продукты: за ними интернет-пользователи возвращаются в среднем 8,4 раза в год. Частота покупок смартфонов и планшетов, для сравнения, составляет около 1,4 раза в год
Кроме того, как отмечает глава НАДТ Александр Иванов, средний чек в трансграничной торговле, близкий по значению среднесуточным тратам, которые по данным РОМИР составляют 495-623 рублей, позволяет наращивать частоту покупок вплоть до ежедневной. Сильно зависит развитие e-commerce в России и от логистики. Согласно обзору Института Гайдара, сейчас минимальная и максимальная скорость доставки различаются в 775 раз, поэтому именно этот вопрос приобретает ключевое значение для дальнейшей экспансии интернет-ретейлеров.