Татьяна Неробеева Все статьи автора
8 марта 2019, 09:39 3208

Хорошие девчата. Женщины в советах директоров гуманизируют решения "мужского клуба"

Фото: Photoxpress

Как влияет присутствие женщин в советах директоров коммерческих предприятий на эффективность их стратегии? Таким вопросом задались представители Высшей школы экономики в Петербурге, авторы работы "Советы директоров российских публичных компаний: гендерный аспект".

В бизнесе, во власти, в трудах и на балу. Влиятельные женщины Петербурга — 2019

В бизнесе, во власти, в трудах и на балу. Влиятельные женщины Петербурга — 2019

Исследователи проанализировали сведения из баз данных СКРИН и СПАРК, а также архивов бирж РТС, ММВБ и — после их слияния — Московской биржи, сайтов российских компаний. В выборку вошли предприятия нефинансового сектора, акции которых обращались на российском биржевом рынке в последний рабочий день каждого года с 1998 по 2014–й. Таких получилось 500 штук.

Выяснилось при этом, что упомянутые базы данных статистику по полу не подчеркивают. Поэтому, как сформулировали сами ученые, "идентификация гендерного состава советов оказалась нетривиальной задачей". К данным пришлось применить машинный код, вычленяющий отчества директоров по окончаниям "–ович" или "–овна".

Кроме того, в отношении отобранных фирм "был проведен поиск ключевых показателей бухгалтерской отчетности, рыночной капитализации, ликвидности акций, структуры собственности, структуры исполнительного органа, а также состава советов директоров".

Бабья доля

Анализ показал, что средний совет директоров отечественного предприятия состоял в 1998–2014–м из девяти человек (в диапазоне от пяти до 23 участников). Все эти годы доля женщин среди директоров росла (с 8 до 14%) и составила в среднем 12%. Но в советы более чем 40% компаний прекрасных дам не звали вовсе, а минимальным представительством (в лице единственной леди) обладало 32% фирм. Две женщины входили в 16% советов, три — в 7%, а четыре и более — лишь в 3% компаний.

Больше всего женщин обосновалось среди членов советов директоров предприятий торговли и связи. Меньше всего — в металлургии, машиностроении, добывающей и химической промышленности.

При этом чаще женщины–директора встречались в Центральном, Северо–Кавказском и Дальневосточном федеральных округах, а также в обеих столицах. Но тут вопрос не в региональной ментальности, как можно было бы надеяться, а как раз в географической специфике отраслевого покрытия территорий. Где больше торговли — больше и женщин. Где доминирует тяжпром — мужчин.

Третьей будешь

Зависимость результатов деятельности российских компаний от гендерного состава их советов директоров ученые рассчитали при помощи специальных математических формул. Коротко вывод таков: доля женщин в совете директоров связана с результативностью компаний, но имеет специфику. А именно: назначение одной или двух женщин практически не влияет на результат. Мало. Только при введении в совет третьей представительницы прекрасного пола обнаруживается положительный эффект. Интересно, что расширение девичьей компании за счет четвертой директрисы на результативности снова не сказывается.

Выходит, что при среднем размере отечественного совета директоров девять человек эффект от представительства женщин наступает, когда его доля достигает 33%.

Так что же, успех компаний напрямую связан с грамотно выверенным соотношением женщин и мужчин в совете директоров? Не совсем. Ученые утверждают, что зависимость может быть и обратной: результативность фирмы влияет на долю женщин. Это когда уже успешное предприятие хочет улучшить реноме на рынке и ради этого разнообразит совет директоров. Для такого репутационного хода подойдут не только женщины, но и, например, выпускники Гарварда.

Но в любом случае гендерное разнообразие советов директоров ученые призывают считать полезным. Ибо "простые корреляции обычно указывают на положительную связь между долей женщин в советах директоров и финансовой результативностью компаний".

Тут, вероятно, надо учесть и упомянутый в работе западный опыт. Исходя из которого известно, что женщины в иностранной практике реже, чем мужчины, приходят в советы из деловой среды и чаще — из науки, образования, медицины, консалтинга. Плюс — склонность к более гуманному поведению. Таким образом, включение женщин в советы "уменьшает силу группового мышления, когда решения принимаются членами "мужского клуба".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама