Станислав Савицкий Все статьи автора
2 марта 2019, 10:04 185

Родина души. "Гран-тур. Русская версия" в "Росфото"

Фото: "Росфото"

В "Росфото" открылась еще одна изящная выставка. Русские в Италии, русская Италия, Италия как русская греза — эта страна вот уже несколько столетий манит наших соотечественников. В России про нее всегда писали восторженно и с любовью. А вот про Англию, Германию или Францию — по–разному.

Отец реформатора. Выставка "Николай I" в Русском музее
Авторская колонка

Отец реформатора. Выставка "Николай I" в Русском музее

244

Одна моя итальянская коллега годами собирала русские тексты об Италии, работая над книгой о русской италомании, и только недавно нашла парочку, где о родине сладкого безделья говорилось что–то нелицеприятное. В Италии учились самые успешные художники, а некоторые, как Александр Иванов, предпочитали там жить. Сюда отправлялись в творческое паломничество литераторы. Гоголь с возрастом понял, что здесь–то и пишется лучше всего про Россию. Он полагал, что "Италия — родина души". В одно из трех пребываний Достоевского в Италии был завершен "Идиот". Туристам, бывавшим во Флоренции, знаком дом на пьяцца Питти, доска на фасаде которого напоминает о месяцах, проведенных писателем в этом городе. С XVIII века через Италию лежал путь всех, кто совершал Гранд Тур — образовательное путешествие, без которого редко обходилась молодость русской знати от Николая Карамзина до великого князя Павла Петровича.

Как раз эти намоленные места мы видим на фотографиях, выставленных в "Росфото". Это снимки середины XIX века, запечатлевшие памятники, пейзажи и национальные типы Италии. Их приобретали во время поездки и хранили на память об увиденных красотах путешественники. Благодаря коллекционерам Павлу и Анастасии Хорошиловым, чье собрание богато редкими итальянскими фото, мы можем увидеть эту страну такой, какой ее знали Константин Батюшков и Иван Крамской, Михаил Погодин и Сергей Боткин. Это и Неаполь с его портом и застройкой на горном склоне, и панорама Вечного города — Рима, и созданный Брунеллески флорентийский собор Санта–Мария–дель–Фиоре, и уютные площади Венеции с ее улочками, ведущими к просторам лагуны. Пройдет еще несколько десятилетий — и русский восторг перед Италией будет запечатлен Павлом Муратовым в его знаменитых "Образах Италии". Ничего лучше об этих благословенных краях по–русски пока что не написано.

Станислав Савицкий, арт–критик

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама