Вырастить бюджет Петербурга поможет привлечение рабсилы из других регионов и денег из федеральной казны.
Как известно, сегодня бюджет Петербурга при населении около 6 млн человек составляет около 600 млрд рублей. К примеру, Москва при легальном населении около 12 млн человек имеет бюджет порядка 2,5 трлн рублей. Параллели и аналогии напрашиваются сами собой.
Чтобы сделать приведенные цифры сопоставимыми, нужно стремиться к удвоению нынешних показателей. "К 2022 году бюджет города должен стать бездефицитным. К 2025 году он должен вырасти до 1 трлн рублей — такая задача сегодня стоит перед Петербургом", — подчеркнул в своем выступлении 14 февраля исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов.
Вопрос: за счет чего? Можно посмотреть на нынешнюю структуру доходной части бюджета. Около 50% составляет налог на доходы физических лиц. При этом его собираемость и так достаточно высока, а борьба с серыми зарплатами ведется на федеральном уровне.
Но тут можно говорить о двух направлениях. С одной стороны, это может быть повышение доли труда высококвалифицированных специалистов и увеличение средней зарплаты по региону. Хотя и сложный, но востребованный путь.
С другой стороны, это повышение базы собираемости данного налога, то есть включение в число плательщиков жителей соседних субъектов за счет челночной трудовой миграции. Что особенно популярно в той же Москве, куда на работу ездят сотрудники из десятка близких и не очень областей. Здесь требуется создание новых рабочих мест с соответствующими условиями труда и специфической инфраструктурой. Путь опять же непростой, так как особенное неудовольствие он вызывает у руководителей соседних областей, из которых трудовые ресурсы и мигрируют.
Далее. Примерно 30% составляет налог на прибыль организаций. Из нынешних предприятий выкачать заметно больше не получится, даже при кратном улучшении администрирования. Начнется обещанный правительством рост экономики страны — будет расти и прибыль петербургских кампаний. Но в отдельно взятом городе чуда не произойдет.
Однако можно говорить о появлении новых организаций–налогоплательщиков — крупных федеральных компаний, как "Газпром", готовых зарегистрироваться в Петербурге. Практика уже опробованная. Это серьезные переговоры. Нужно заметить, что решение данного вопроса одновременно повышает и количество высокооплачиваемых рабочих мест в регионе (см. предыдущий пункт).
Налог на имущество занимает около 10%, и перспективы данной статьи нужно рассматривать в той же логике: или экономический рост, который позволит обогатиться местным компаниям, или переезд уже богатых предприятий. Чуть менее 5% составляет налог при применении упрощенной системы налогообложения, и это тот пункт, где ловить объективно нечего. Еще около 3% составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, — тут, как ни крути, 3% в 90% не превратятся.
Но — наконец! Примерно 1,5% составляют безвозмездные "поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ". Вот здесь как раз и есть большое поле для маневров. За счет федерального бюджета, федеральных программ и национальных проектов можно сделать очень многое. Именно то, что до последнего времени не реализовывалось. Потенциал для развития может измеряться не разами, а порядками.
Так что может статься, что "триллион Беглова" — не метафора, но перспективная реальность.