Светлана Коваленко, Карашаш Ногаева Все статьи автора
11 февраля 2019, 14:59 1474

Подарок для зрителей. Кинотеатрам усмирят аппетиты с рекламой перед фильмами

Фото: ТАСС

Депутаты парламента Петербурга подготовили федеральный законопроект, который заставит кинотеатры по всей стране отказаться от практики показа рекламы длительностью более 20 минут перед фильмами. По мнению экспертов, дистрибьюторам картин и производителям коммерческой рекламы свои аппетиты придется умерить. А вот что будет с ценами на билеты для обычных киноманов, мнения аналитиков и самих участников рынка расходятся.

Автором инициативы о внесении корректировок в Федеральный закон "О рекламе" №83-ФЗ выступил глава комитета по законодательству парламента Петербурга Денис Четырбок. Как он напомнил, действующие правила запрещают показ коммерческих роликов во время киносеансов, однако о показе рекламы до начала фильма в законе ничего не сказано.

Бизнес считает невозможным переезд кинотеатров на нижние этажи

Бизнес считает невозможным переезд кинотеатров на нижние этажи

14175
Марина Васильева

Обман потребителя

По мнению Дениса Четырбока, на том, что не запрещено, коммерсанты сразу же начинают делать деньги. Человека фактически ставят в безвыходную ситуацию, когда он в ожидании фильма вынужден не только смотреть рекламу (а это уже давно не 2, не 3 и даже не 5 минут), но и платить, поскольку услуги кинотеатров платные.

"Люди, которые часто ходят в кино, отмечают, что рекламные блоки становятся все дольше. Демонстрация различных трейлеров нередко занимает 20-25 минут, а иногда и полчаса. Бесспорно, эти действия являются фактическим обманом потребителя, потому что заявленная услуга в заявленное время предоставляться не начинает", — уверен депутат.

Фото: принтскрин из Telegram-канала Дениса Четырбока

Парламентарий отмечает, что о подобных вещах кинотеатры должны предупреждать заранее, однако в действительности никакой информации о продолжительности рекламы нигде нет.

"На мой взгляд, имеет смысл подумать и над тем, чтобы обязать кинотеатры указывать в билетах продолжительность рекламных блоков перед началом сеанса. Зритель в кинотеатре, как и любой другой потребитель, имеет право на исчерпывающую информацию", — подытожил Денис Четырбок.

В чем разница между трейлером и рекламой

Многие игроки рынка, которых опросил "ДП", назвали подобную инициативу законодателей излишней. Во-первых, мало какие кинотеатры и прокатчики решается делать рекламу, которая длится дольше 20 минут. Во-вторых, в показах трейлеров перед сеансом в кино практически нет никакой коммерческой истории.

Кинотеатр "Кино без попкорна" выживает на рынке среди крупных сетей, зарабатывая на частных показах

Кинотеатр "Кино без попкорна" выживает на рынке среди крупных сетей, зарабатывая на частных показах

975
Марина Васильева

"Нужно разделять собственно коммерческие ролики и трейлеры фильмов, которые крутят перед показом фильмов. Трейлеры зачастую бывают изначально вшиты в фильм кинопрокатчиком, — объясняет Ксения Леонтьева, старший аналитик "Невафильм Research". — Дистрибьютор просто демонстрирует свои будущие показы и рекламирует для своей аудитории грядущие кинокартины. Но даже вместе с трейлерами чаще всего это дольше 20 минут не длится, кроме того, в этом случае кинотеатр не получает оплату за эту рекламу, она просто уже прилагается к фильму в рамках сотрудничества с дистрибьютором. Трейлеры никоим образом не попадают под закон о рекламе, поэтому мне непонятно, как это будет в конце концов урегулировано".

Она также обратила внимание, что для кинотеатра каждый сеанс — это индикатор его пропускной способности. Чем меньше длится показ, тем выгоднее самому кинотеатру, ведь основную прибыль он получает с продажи билетов, а не с рекламы.

"Кроме того, кинотеатры являются далеко не главным источником доходов для рекламодателей. По данным АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России), это примерно 1-2% от общего числа рекламных расходов. Соответственно, и сами кинотеатры получают далеко не самые большие гонорары за рекламу. У малых кинотеатров реклама вообще не распространена, у некоторых сетевиков это также не самое частое явление", — добавила эксперт.

Заплатят зрители?

Ксения Леонтьева, так же как и заместитель генерального директора Rambler Group Максим Тадевосян (Ramler Group владеет объединенной сетью кинотеатров "Формула кино" и "Синема парк"), считает, что инициатива законодателей никак не отразится на стоимости билетов. По словам Леонтьевой, кинотеатры составляют расписание заранее по специальным программам, где уже для них ясна длительность рекламы, трейлеров и самого фильма. Так что перепечатать эту информацию на билеты не составит труда. Тадевосян добавил, что заметного влияния на операционную деятельность их кинотеатров это не окажет.

Но далеко не все согласны с этим мнением. Например, директор кинотеатра "Мори Синема СПБ" Надежда Быстрова отметила, что реклама является источником дополнительного дохода для кинотеатров, поэтому без этого дохода кинотеатр будет вынужден повышать в том числе и стоимость билета: "И речь идет не просто о прибыли кинотеатра, данный доход необходим кинотеатру для обновления кинооборудования, ремонта и прочих производственных расходов. Кинотеатр не завод и не продовольственный магазин, куда потребитель ходит стабильно за продуктами. Есть много факторов, от которых зависит выручка кинотеатра, это прежде всего репертуар. Согласитесь, не так много действительно кассовых и достойных фильмов выходит в год. А платить аренду, ЖКУ, зарплату и налоги надо ежемесячно. Посещаемость зависит даже от времени года и от того, какая погода на улице. Многие небольшие частные кинотеатры в регионах вынуждены были закрыться, так как окупаемость одного только зала может быть только через 3-5 лет", — добавила она.

Надежда Быстрова весьма негативно оценила данную инициативу законодателей. При этом, по ее словам, рекламный блок и трейлеры в "Мори Синема" не длятся обычно дольше 8 минут.

"Если рассматривать рекламу на телевидении и радио, она так же может раздражать зрителя и слушателя. Согласитесь, что реклама во время просмотра фильма на телевидении раздражает, если не сказать более резко. Фильм прерывается фактически каждые 10-15 минут, что портит целостность его восприятия. Реклама окружает нас везде: на улице, транспорте, в газетах, журналах. 99% кинотеатров построены на частный капитал, но в последнее время слишком много появилось желающих поруководить и предложить кинотеатрам условия, от которых может пострадать кинобизнес. Давайте каждый будет заниматься своим делом, иначе мы вернемся к тем временам, когда кинотеатры закрывались и продавались под автомобильные салоны и барахолки", — заключила она.

Неактуальное предложение

По словам управляющего киноцентра "Великан парк" Павла Печникова, ограничение в 20 минут — это вполне разумная мера, так как уже существует определенная категория зрителей, которые специально приходят в зал через 15-20 минут после официального начала показа фильма. "С другой стороны, логичным выходом из сложившейся ситуации представляется сокращение времени роликов", — отмечает он.

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин поясняет, что ролики и коммерческая составляющая распределяются примерно в соотношении 50 на 50. Однако необходимо понимать, что кинотеатры бывают различных форматов. Так, в крупных федеральных сетях составляющая от дистрибьютора будет больше. В небольших кинотеатрах, ориентированных на рекламу услуг соседей (окружающих организаций и торговли), коммерческой составляющей будет больше. "Естественно, чем длиннее сам фильм, тем короче будет вступление из роликов. Так как сами кинотеатры далеко не заинтересованы в том, чтобы время уходило только на показ рекламы и они бы теряли на этом, допустим, еще один сеанс. И конечно, кинотеатры не заинтересованы в показе роликов о тех фильмах, которые у них не выйдут", — уверен он.

По мнению Олега Березина, со своей инициативой городские депутаты в актуальную повестку дня вряд ли попадают. "Я с трудом понимаю, зачем это предложили. Потому что, например, в Германии, ограничение в 20 минут было введено после того, как потребители пожаловались аж на 40-минутные рекламные блоки. Я не слышал, чтобы у нас до такого доходило", — отмечает он.

Стоит отметить, что инициатива Дениса Четырбока вызвала негативную реакцию не только у участников рынка. "Денис Александрович ничего не говорит, откуда взялась его инициатива, основана ли она на анализе массовых обращений избирателей либо же идея родилась исключительно из критических наблюдений самого народного избранника за окружающей его реальностью. То есть мы не знаем, насколько вообще актуальна та проблема, которую внезапно предлагает решить законодатель. Не упоминает Четырбок и о том, проводил ли он какие-то консультации с профессионалами, способными предсказать последствия принятия нового закона", — написал анонимный telegram-канал "ТопГан".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама