От Киберпонедельника до киберпятницы. У покупателей наступает период разочарований

Автор фото: Ковалев Петр
Открытие магазина "Reserved" в ТРЦ "Галерея".

Вслед за Черной пятницей участники рынка электронной коммерции организовали Киберпонедельник. Количество участников подобных массовых акций онлайн-ретейлеров растет последние 3 года, а вот оборот денежных средств, наоборот, снизился. По словам экспертов, виноваты в этом разочарование клиентов в скидочных акциях и множащиеся как на дрожжах площадки по проведению подобных мероприятий.

В отличие от своего американского аналога, проходящего сразу после Черной пятницы в ноябре, российский Киберпонедельник проходит в последний понедельник января и длится практически неделю. При этом акционные сезонные предложения опять столкнулись с внутренней конкуренцией. В сети появилось два сайта акции Киберпонедельник: kiberponedelnik.com и c-monday.com. На втором сайте организатором числятся Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и LED Agency. На первом сайте организатором акции является компания ООО "Блэк Фрайдэй" от лица Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ).
Похожая ситуация с акциями была в ноябре перед стартом Черной пятницы. Тогда было создано две конкурирующие площадки: b-friday.com (организаторы — РАЭК, РОЦИТ, АКИТ, LED Agency) и blackfridaysale.ru (организатор — НАДТ).
Оба организатора развели даты распродаж, чтобы они не совпадали. На kiberponedelnik.com распродажи проходят с 29 января по 3 февраля, а на c-monday.com — с 28 по 31 января. Кроме того, свои отдельные акции под эгидой Киберпонедельника организовали самостоятельно некоторые крупные компании, среди них — магазины "Беру", Bringly и объединенная компания "М-Видео Эльдорадо".
Такая повторяющаяся из года в года и из сезона в сезон конкуренция среди различных площадок за право называться организаторами настоящего Киберпонедельника или Черной пятницы говорит только об одном — такие акции привлекают большое внимание покупателей и увеличивают прибыль ретейлеров.
Это же подтверждают и цифры. Например, по данным АКИТ, россияне в 2018 году потратили во время Киберпонедельника более 2,5 млрд рублей. НАДТ зафиксировали 1,6 млн пользователей за 3 дня распродаж. Правда, в 2017 году цифры были выше — суммарно россияне совершили покупок в том году на сумму 5 млрд рублей.
Управляющий партнер ГК "220 Вольт"Алексей Федоров обращает внимание, что практики сезонных и околоновогодних распродаж вкупе с Черными пятницами и Киберпонедельниками довольно органично влились в жизнь российских граждан. Но при этом у покупателей наступил этап разочарования.
"Важно отметить снижающийся интерес к площадкам-агрегаторам. Большинство ретейлеров устраивают на собственных ресурсах свой Киберпонедельник с "блэк-джеком и скидками". А освободившиеся от оплаты присутствия на агрегаторах средства интернет-магазины тратят на привлечение потока покупателей на собственный сайт. Но все мы знаем, что за предвкушением часто следуют неоправданные ожидания. А для бизнеса это уже потеря лояльности и репутационные риски, — указывает он, — После громких заявлений следуют не менее экспрессивные разоблачения. Размер скидок, который колеблется в районе 10-20%, печалит потребителей, которые ожидали снижения стоимости товаров как минимум на 50%, а лучше на 90%".
Особо сильно раздосадованы бывают покупатели техники: "Когда мы говорим о сегменте одежды с акцентом на сильную зависимость от коллекций, то надежда купить условное новое платье за десятую часть стоимости может быть хоть как-то правдоподобной. А если иметь в виду наиболее популярный сегмент бытовой техники и электроники, то это низкомаржинальный бизнес с огромной конкуренцией на рынке, поэтому и скидки куда более скромные", — подытоживает Алексей Федоров.
Он также обращает внимание, что для покупателей решающим фактором становится не процент дисконта, а его денежное выражение. То есть для товара стоимостью в 2 тыс. рублей скидка в 10% воспринимается хорошо, а от покупки в 20 тыс. рублей потенциальный потребитель ждет уменьшения как минимум на 20%.
Тем не менее подобные акции все еще остаются хорошим подспорьем для ретейлеров, а интерес пользователей к распродажам все так же бывает высок: "Многие профессиональные покупатели заранее отслеживают динамику цен и готовят списки покупок. В предвкушении невиданного дисконта готовятся путеводители и инструкции по распродажам. Декларирование намерений о покупках, которые в большинстве случаев и остаются лишь намерениями, тем не менее, подогревает общественный интерес. А желание приобрести особенную вещь по выгодной цене, да еще и приправленное завистью и всеобщей истерией, приводит в торговые центры и на сайты магазинов огромное количество трафика", — считает Федоров.
Организаторы распродажи c-monday.com рассказали "ДП", что прогнозируют в этом году прирост в 30-50% для крупных ретейлеров и до 100% для средних и малых.

Чем понедельник отличается от пятницы

Оба формата — Киберпонедельник и Черная пятница — пришли в Россию извне, обращает внимание Мария Комендантова, управляющий партнер LED agency, организатор акций "Киберпонедельник" и "Настоящая Черная пятница". При этом в России обе акции проходят только для онлайн-сегмента.
"Основное отличие понятий "Киберпонедельник" и "Черная пятница" — это то, что Киберпонедельник изначально позиционировался как онлайн-распродажа, в то время как Черная Пятница — в первую очередь распродажа в физических магазинах и торговых центрах в США, которая со временем распространилась на весь мир. При этом в Россию и Черная пятница, и Киберпонедельник пришли в онлайн-формате, именно поэтому Киберпонедельник в нашей стране перенесся на январь, не было никакого смысла проводить две однотипные акции подряд", — рассказала она.
Также между ними существует разница и в поведении покупателей и уровне продаж. На Черную пятницу, по словам Марии Комендантовой, россияне традиционно покупают товары на более высокий средний чек, поскольку это старт предновогоднего периода с покупкой новогодних подарков. Киберпонедельник даёт покупателям возможность купить товары для себя и текущих нужд, если они пропустили предновогодние распродажи и потратили значительный бюджет на подарки и новогодние каникулы, не оставив денег на свои покупки. "Таким образом, Киберпонедельник — это возможность наверстать экономию для тех, кто не успел совершить выгодные покупки на Черную пятницу и предновогодних распродажах", — добавила она.
Итоги по проведенным онлайн-распродажам продавцы начали делать уже сейчас. Например, особенностью после новогодних распродаж в "220 Вольт" стал дефицит снегоуборщиков.
"Такая ситуация сложилась впервые, и, быть может, результатом ее будут чистые улицы Петербурга", — рассказал глава компании Алексей Федоров.
Мария Комендантова рассказала "ДП", что по первым дням акции организаторы уже сделали некоторые выводы по поведению покупателей: "Теперь уже точно россияне привыкли к Киберпонедельнику и хорошо понимают, как проходит акция. Многие покупатели заранее изучают списки компаний-участников, планируют покупки и в день старта акции заходят в магазины напрямую, те же, у кого нет точного списка желаемых покупок, проводят на нашем сайте больше времени, просматривают больше страниц, более внимательно изучают предложения — подходят к покупкам с более холодной головой".
Многие прогнозы организаторов сбылись. Так, самыми популярными категориями стали смартфоны и гаджеты, электроника, компьютеры и планшеты, бытовая техника, хотя возможно, считает Мария Комендантова, весь секрет в том, что у покупателей слово "Киберпонедельник" ассоциируется с техникой.
Самая активная возрастная категория покупателей — 25-34 года, мужчины более активны. По стартовому дню акции 34% аудитории — из Москвы и Московской области, 9% — из Санкт-Петербурга и области, далее следуют Нижегородская, Свердловская, Ростовская, Челябинская области, Краснодарский край, Самарская область, Пермский край, республика Башкортостан, Новосибирская область и Крым.
"На данный момент региональной аудитории чуть меньше, чем на предыдущих акциях, однако ближе к окончанию Киберпонедельника регионы могут немного прирасти в общей структуре — мы видели это и на Черной пятнице", — добавила организатор акции.
Представители "Яндекс.Маркета", которые организовали самостоятельную акцию "Кибернеделя" в отдельные даты января, также подвели итоги первых дней распродажи: "На "Беру" по сравнению с прошлой неделей больше всего выросли продажи электрических зубных щеток — в 4 раза. Выросли продажи техники для дома: блендеры на 90%, чайники и термопоты на 70%, пылесосы — на 56%. Техника для красоты также пользовалась спросом: в 2 раза выросли продажи машинок для стрижки и вполовину — фенов, приборов для укладки, электрических бритв", — рассказали представители компании "ДП".
На Bringly покупатели также интересовались электроникой — наибольшей популярностью пользовались устройства Xiaomi. Продажи смартфона Xiaomi Mix 2S увеличились на 54%. Спрос на флагман предыдущего года Xiaomi Mi 8 вырос на четверть. Среди аудитории, интересующейся мобильными играми и просмотром видеоконтента, лидером оказался Xiaomi Pocophone F1. В первые выходные Кибернедели вырос интерес к брендам Cubot, Blackview, Oukitel, MyKronoz.