Вышли в Новый Свет. Переработчик рыбы запускает производство на руинах крупнейшего в Европе свинокомплекса

Автор фото: Антон Ваганов
Сергей Киннонен, коммерческий директор компании "Большой улов"

.

Небольшое рыбоперерабатывающее предприятие из Ленобласти ООО "Большой улов" выкупило за бесценок 29 зданий обанкротившегося свинокомплекса в поселке Новый Свет под Гатчиной. Здесь планируется производить до 300 т рыбы ежегодно.

Черная пятница

— Мы хотим разводить всю рыбу, которую возможно: осетра, карпа, форель, — рассказывает Сергей Киннонен, коммерческий директор компании "Большой улов".
Бизнесмен занимается торговлей рыбой с 1998 года, когда вместе с партнером Юлией Рубинович открыл цех переработки в деревне Коргузи под Гатчиной. Предприниматель тогда стал свидетелем краха "Нового Света" — крупнейшего в Европе свинооткормочного комплекса на 200 тыс. голов, построенного в Гатчинском районе в 1970–х годах на базе одноименного совхоза и нескольких колхозов.
— Мы в то время часто присутствовали в администрации колхоза, — вспоминает Сергей Киннонен. — Там столовая была, они нам ее продали, потому что не было средств выплачивать зарплату, их от газа отключили, от электричества, пошел падеж свиней.
В 2003 году "Новый Свет" перешел под контроль структур "дочки" "Газпрома" ОАО "Росагрорегион", которая вместе с бельгийским производителем свинины привлекла 1 млрд рублей инвестиций в виде кредита Россельхозбанка, а также госсубсидий. Но банкротство повторилось и с новым руководством спустя 10 лет.
— Ни у кого не было коммерческих интересов что–то развалить. Они воспользовались средствами, но неэффективно. Купили очень дорогое оборудование, бойню немецкую. Просто методы управления немножко другие были. Они кричали, долго стучали по столу, пытаясь решить вопрос путем длительных переговоров с "Ленэнерго" и газоснабжающими предприятиями, — поясняет Сергей Киннонен.
Две площадки ОАО "Новый Свет" выставили на продажу в рамках процедуры банкротства в 2016 году. За 2 года их стоимость уменьшилась в разы. Территорию свинокомплекса в Новом Свете занял ряд небольших предприятий, в том числе заводы железобетонных изделий и пиломатериалов. Вторая площадка — рядом с деревней Пустошка — с дисконтом 90% досталась "Большому улову".

Из навоза и палок

Новый участок рыбопереработчика близок к декорациям антиутопии. Вместе с землей компании достались два бетонных бассейна и 29 одинаковых одноэтажных корпусов, объединенных галереями. Это миллионы кирпичей и тонны металлолома, которым бизнесмен планирует дать вторую жизнь.
— В первом корпусе мы обработали весь металл специальными химическими составами и уничтожили коррозию. Стены утеплили керамзитом — тем, что остался еще от СССР. Вместе с бетонными плитами мы его сняли с галерей, соединявших корпуса. Сейчас там голые каркасы, — рассказывает Сергей Киннонен.
Из металлических каркасов предприниматель планирует сделать быстровозводимые дома на продажу, из бетонных плит — дорогу к рыбной ферме.
— От поросят остался навоз, который со временем превратился в отличные органические удобрения. Мы его тоже продали, — добавляет он.
Новую жизнь дали даже старым деревянным дверям — работа по их восстановлению ведется в первом корпусе. Здесь весной 2019 года планируется запустить предприятие по выращиванию рыбы: 16 бассейнов мощностью до 300 т. Оставшиеся 28 корпусов предполагается использовать под проекты аквакультуры в кооперации с инвесторами: рыбоводами и растениеводами.
В проект уже вошли производители осетра, а также бизнесмены, которые занимаются выращиванием базилика для производства песто. Последним Сергей Киннонен предложил две клумбы по 4 тыс. м3 каждая, в прошлом свинокомплекс использовал их в качестве станций перекачки воды.
— Биологические отходы жизнедеятельности рыбы — это удобрения с шикарным составом для выращивания растений, — поясняет Сергей Киннонен. Бизнесмен оценил срок выхода на окупаемость своего предприятия в 7 лет, однако полной уверенности в успехе кооперативного сотрудничества у него пока нет.

Торговля на углу

"Большой улов" поставляет копченую и соленую рыбу в сети "Пятерочка" и "Лента", а также реализует ее в собственных торговых точках. В Петербурге и Ленобласти у производителя шесть киосков, места под которые арендуются у администрации. Такой формат торговли Сергей Киннонен называет рискованным.
В 2018 году комитет имущественных отношений Петербурга (КИО) попросил предпринимателя освободить одну из точек на ул. Типанова на полгода раньше окончания срока аренды. Как объяснили "Деловому Петербургу" в КИО, точка должна представлять собой именно передвижной лоток, а не стационарный киоск.
— Его просто эвакуировали, выгнали продавца и дали 2 часа, чтобы вывезти оттуда рыбу, — говорит Сергей Киннонен. — Но у нас стрессоустойчивые продавцы, которые научены горьким опытом, так как периодически случаются проверки. Дорожно–патрульная служба инициативу проявляет с каждым новым начальником. Продавец просто закрывает ларечек и уходит.
Инвестиции в установку одного киоска предприниматель оценил в 1 млн рублей, в том числе подключение к электричеству — до 200 тыс. рублей. Аренда — от 40 тыс. рублей в месяц.
— Также необходимо вкладываться в рекламу, так как это кусочек тротуара не самый проходной. Например, на Кронштадтской: там закоулочек такой — кокаином надо торговать и проститутками, чтобы заработать.